Согласно статистике, расстройства обучения встречаются как минимум у 10 % всех людей. Однако в обществе существует множество мифов об этих расстройствах. Попробуем развенчать эти мифы и выяснить, как ребенку с тем или иным расстройством улучшить успеваемость в школе и повысить самооценку.
Что такое расстройства обучения?
На самом деле не существует четкого и общепринятого определения расстройств обучения. Поскольку расстройства обучения имеют разную природу, долгое время не прекращаются споры между представителями разных наук о том, как же понимать данное явление. Как следствие, сегодня насчитывается как минимум двенадцать определений расстройств обучения.
Несмотря на разногласия, мнения ученых сходятся в следующем:
1. Расстройства обучения проявляются в том, что ребенок демонстрирует низкий уровень успеваемости в школе. У таких детей существует большая разница между потенциальным и реальным объемом знаний.
2. У детей с расстройствами обучения неодинаково развиты различные сферы (языковая, физическая, учебная и сфера восприятия).
3. Расстройства обучения не зависят от окружения ребенка или обстановки в школе.
4. Причинами расстройств обучения не являются задержки умственного или эмоционального развития.
Причины расстройств обучения
Причины расстройств обучения до конца не изучены. Вместе с тем, ученые выделяют такие общие закономерности:
некоторые дети созревают и развиваются медленнее, чем их сверстники. Вследствие этого, они не могут справиться со школьной программой. Это расстройство обучения называется «задержка развития»;
некоторые дети с нормальным зрением и слухом могут неправильно интерпретировать зрительные и слуховые сигналы из-за каких-то невыясненных нарушений нервной системы;
травмы, полученные до рождения и в раннем детстве, становятся причиной проблем с обучением в старшем возрасте;
дети, рожденные преждевременно, и дети, имевшие проблемы со здоровьем вскоре после рождения, иногда испытывают трудности с обучением;
расстройства обучения могут передаваться по наследству;
расстройства обучения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Вероятно, причиной этому является то, что мальчики созревают медленнее, чем девочки.
Ранние признаки расстройств обучения
У детей с расстройствами обучения проявляется широкий спектр симптомов. К ним относятся: проблемы со чтением, математикой, восприятием, письмом, устной речью или умственными способностями. Гиперактивность, невнимательность и расстройства сенсорной системы также могут быть связаны с расстройствами обучения, но сами по себе ими не являются.
Главный признак расстройств обучения – это значительное различие между достижениями ребенка в определенных сферах и его общими умственными способностями. Расстройства обучения обычно касаются пяти областей:
устная речь: задержки, расстройства и отклонения в слуховом восприятии и речи;
письменная речь: трудности с чтением и письмом;
арифметика: трудности при выполнении арифметических действий или в понимании базовых арифметических понятий;
рассуждения: трудности с организацией и интеграцией мыслей;
память: трудности с запоминанием информации.
К симптомам, связанным с расстройствами обучения, также относятся:
низкие результаты в групповых тестах;
трудности с различением размеров, форм, цветов;
трудности с восприятием времени;
неправильное восприятие собственного тела;
неправильный порядок звуков и букв при чтении и письме;
неловкость в движениях;
плохая зрительно-моторная координация;
гиперактивность;
трудности с копированием образцов;
медлительность в выполнении задач;
плохие организационные навыки;
указания и инструкции сбивают ребенка с толку;
трудности при абстрактных рассуждениях и решении задач;
неорганизованное мышление;
одержимость определенной темой или идеей;
плохая краткосрочная или долгосрочная память;
импульсивное поведение, необдуманные действия;
неустойчивость к фрустрации;
беспокойность во время сна;
плохие отношения со сверстниками;
чрезмерное возбуждение во время групповых игр;
чрезмерная привязанность;
задержки развития в определенных сферах (например, в развитии моторики, речи и т.д.);
поведение часто не соответствует ситуации;
неспособность видеть последствия своих действий;
ребенок все берет на веру, часто поддается влиянию сверстников;
частые смены настроения;
плохая адаптируемость к изменениям окружающей среды;
ребенок часто отвлекается и испытывает трудности с концентрацией;
трудности с принятием решений;
попеременное использование обеих рук как ведущих;
трудности в совершении последовательных действий.
Когда вы пытаетесь найти у ребенка какие-либо из вышеперечисленных симптомов, вам нужно помнить следующее:
все симптомы у одного человека не встречаются;
некоторые симптомы встречаются чаще, чем другие;
практически у каждого человека есть как минимум 2–3 симптома;
количество симптомов, которые есть у ребенка, не означают, легкую или тяжелую форму имеет его расстройство. Степень тяжести зависит от того, являются ли симптомы хроническими и в каких сочетаниях они проявляются.
Что делать родителям, если у ребенка есть подозрение на расстройства обучения?
Родители должны обратиться в школу, чтобы специалисты провели ребенку тестирование. Если тесты показывают, что ребенок нуждается в специальном обучении, учителя могут порекомендовать родителям, где он может его получить.
Вместе с тем следует показать ребенка педиатру для полного медицинского осмотра. В результате такого осмотра могут быть выявлены проблемы со зрением или слухом, которые могут вызвать расстройства обучения.
Как расстройства обучения у ребенка влияют на родителей
Исследования показывают, что родители более остро реагируют на расстройства обучения, чем на другие особенности ребенка. Например, если ребенок имеет задержки в физическом или умственном развитии, родители узнают об этом в первые недели его жизни. Однако развитие ребенка с расстройствами обучения в дошкольном возрасте часто происходит без особых происшествий, родители при этом даже не подозревают о проблеме.
Когда учителя сообщают родителям о том, что у их ребенка есть расстройство обучения, наиболее распространенной реакцией является отрицание. У отцов этот этап может длиться долгое время, потому что они реже сталкиваются с ежедневными фрустрациями и неудачами ребенка.
Исследования американских психологов подтверждают, что родители переживают ряд эмоций, прежде чем смогут принять ребенка и его проблему. Последовательность проживаемых эмоций при этом совершенно непредсказуема. Одни родители пропускают определенные стадии, а другие застревают на определенной стадии долгое время. Однако в целом они проходят такие этапы:
Отрицание: «Ничего страшного не случилось», «У меня в детстве тоже так было», «Он перерастет»;
Обвинение: «Ты обращаешься с ним как с маленьким», «Ты слишком многого от него ожидаешь», «Это он унаследовал от тебя»;
Страх: «Может, они не говорят мне о настоящей проблеме?», «Может быть, на самом деле все хуже, чем они говорят?», «Он сможет когда-нибудь жениться, поступить в университет, найти работу?»;
Зависть: «Почему он не может быть таким же, как его сестра?»;
Грусть: «Если бы не расстройство, он бы мог достичь многого»;
Торги: «Лучше подождать до следующего учебного года», «Если мы будем двигаться дальше, возможно, мы сможем решить проблему»;
Злость: «Учитель ничего не понимает», «Я ненавижу эту школу»;
Вина: «Моя мама была права: нужно было лучше заниматься с ребенком с раннего возраста»;
Изоляция: «Никто не заботится о моем ребенке», «Мы с тобой остались вдвоем, никто нас не понимает»;
Избегание: «Нужно попробовать новый метод лечения – я читал, что он дает хорошие результаты», «Мы будем менять врачей до тех пор, пока не услышим, что это расстройство можно излечить».
Комментарии