В вопросе установления правил важен деликатно сбалансированный подход, поскольку достаточное количество правил позволит детям чувствовать себя в безопасности, и в то же время слишком большое количество правил будет препятствовать их нормальному развитию. Сложнее ситуация в том случае, когда у родителей несколько детей, которым по той или иной причине необходимы разные правила. И, наконец, правила нужно менять по мере того, как ребенок взрослеет и становится более самостоятельным.
Составьте список повседневных домашних правил, включающий те, которые вы считаете наиболее важными. Например, если чистота и порядок в доме особенно важны для вас, правило может звучать следующим образом: «Убирай за собой» или «Заправляй постель каждое утро». Помимо этого существуют менее формальные правила, которые обусловлены возникающей необходимостью. Например, даже если у вас нет конкретного правила, запрещающего громко петь за обеденным столом, могут возникать ситуации, когда вы должны настоятельно попросить ребенка сосредоточиться на еде, а не распевать во весь голос.
Когда нужно установить то или иное правило, полезно вначале определиться с основной причиной его необходимости, чтобы быть уверенным в том, что оно действительно обоснованно. Если вы становитесь слишком придирчивым и предлагаете излишнее количество правил, вам будет все труднее и труднее заставить ребенка следовать вашим инструкциям. Например, если вы постоянно адресуете ему строгие команды: «Сядь прямо. Жуй с закрытым ртом. Прекрати ерзать», ребенок со временем просто перестанет к вам прислушиваться.
Когда вы устанавливаете домашние правила, ваш авторитетный подход может помочь детям понять причину их появления и негативные последствия за нарушение данных правил. Помните также о том, что ключом, с помощью которого можно добиться от детей соблюдения правил, являются последовательность и систематичность.
Итак, при определении соответствующих возрасту стратегий дисциплины необходимо рассмотреть несколько типов правил.
1. Правила безопасности
Детям, безусловно, нужны правила, которые обеспечивают их безопасность, включающую в себя не только физическую, но и эмоциональную безопасность. Правила физической безопасности могут быть, например, следующими: «На стульях можно только сидеть (не стоять)» и «Не открывай дверь, когда мама в душе». Правила эмоциональной безопасности могут быть такими: «Говори только добрые слова» или «Все могут делиться своими эмоциями, но только в вежливой форме». Когда дети чувствуют себя в безопасности, они могут сосредоточить свою энергию на раскрытии талантов и исследовании окружающего мира.
2. Правила морали
Установление таких правил дает возможность привить детям нравственные ценности и этические нормы. Установите несколько правил, таких как: «Всегда говори правду» или «Извинись, если обидел кого-то». Важно, чтобы родители сами демонстрировали приверженность тем ценностям, которые они хотят привить своим детям, так как дети зачастую учатся непосредственно на примере родителей.
3. Правила, вырабатывающие привычки и режим
Дети преуспевают, когда соблюдают режим и определенный распорядок дня. Поэтому необходимо установить правила, ежедневно развивающие здоровые привычки. Например, «Чисть зубы после завтрака» или «Клади грязную одежду в корзину для грязного белья».
Здоровые привычки и режим помогают избегать противоборства между родителями и детьми. Когда дети знают, что они должны, придя из школы, вешать пальто на вешалку или должны делать домашнее задание сразу после обеда и при этом знают о неизбежных последствиях плохого поведения, это может значительным образом уменьшить количество споров.
4. Правила, способствующие развитию социальных навыков
Детям также нужны правила, которые учат их социальным навыкам. Например, такие правила, как: «Делись своими игрушками с братом» или «Соблюдай очередь в игре», учат детей приемлемым способам взаимодействия с другими людьми.
Старшим детям, возможно, потребуются правила использования разнообразных гаджетов, новейших технических устройств. Например, подросткам часто необходимы ограничения времени переписки в соцсетях, чтобы они уделяли больше времени взаимодействию с людьми, которые присутствуют рядом с ними физически. Также подросткам, возможно, необходимо напоминать, чтобы они выходили из своей комнаты и уделяли время семье хотя бы по вечерам.
5. Правила, которые готовят детей к взрослой жизни
Детям нужны правила, которые помогут им подготовиться к взрослой жизни. Этот тип правил учит детей жизненным навыкам, которые помогут им лучше функционировать (социально и личностно), когда они покинут родительский дом. Четкие правила и помощь, необходимая ребенку для развития этих навыков, во многом будут зависеть от темперамента вашего ребенка. Некоторые дети более склонны к ответственному поведению и более мотивированы на обучение, другим же в качестве поддержки необходимы дополнительные правила.
Например, установление правил о домашних обязанностях и денежных расходах помогает подготовить детей к рабочей среде. Назначьте детям домашние обязанности и дайте им возможность зарабатывать карманные деньги. Затем учите их финансовой дисциплине, чтобы они знали, как откладывать и тратить деньги с умом, чтобы они были лучше подготовлены к принятию на себя финансовой ответственности, когда станут взрослыми.
Комментарии