Современные родители стремятся как можно раньше дать детям все необходимые жизненные навыки, чтобы в будущем они не оставались в стороне, когда другие дети будут играть вместе. Они также уверены в том, что данные навыки помогают детям в учебе, в игре и при выборе друзей. Итак, что же представляют собой жизненные навыки? Это то, как мы учимся с помощью опыта и всестороннего обучения, управляем нашим поведением внутри семьи или за ее пределами. Таким образом, жизненные навыки развивают важные социально-эмоциональные компетентности.
Однако такие компетентности не возникают у детей сами по себе. Им обучаются, их приобретают постепенно, с течением времени, в процессе наблюдения за окружающими, живущими в соответствии с общественными нормами, которые они уважают и которых придерживаются в семье. Социально-эмоциональные компетентности не присущи человеку от природы. Это приобретенный навык, который включает в себя сотни выборов в течение дня, которые мы делаем, чтобы оправдать ожидания нашего тела, ума, души, сверстников, семьи и учителей. Важно сформировать этот навык к тому времени, когда ребенок пойдет в детский сад.
Дети начинают приобретать жизненные навыки задолго до школы, проживая повседневные ситуации вместе со взрослыми. Например, когда вы покупаете продукты для своего дошкольника, он наблюдает за тем, как вы делаете выбор (основываясь на том, полезно ли это для здоровья или нет), смотрите на цены, сравниваете предметы, говорите о том, почему выбираете этот, а не другой бренд; за тем, как вы относитесь к персоналу в магазине, как реагируете на требования детей купить больше печенья, как вы приветствуете друзей, используете мобильный телефон и т. д. Таким образом, поход в магазин превращается в настоящий социально-эмоциональный урок.
Ниже мы рассмотрим навыки, которые дети обычно развивают в дошкольном возрасте.
Уход за телом – самостоятельное одевание и раздевание (при этом ребенок начинает правильно выбирать одежду согласно погоде и ожидаемой активности), использование туалета, мытье рук, умение пользоваться простыми столовыми приборами и посудой, ножницами и карандашами, а также другими канцелярскими принадлежностями для занятия творчеством, включая рисование.
Навыки социального взаимодействия. Игра – это тренировка социальных навыков и эмоционального интеллекта, умение играть с другими детьми является жизненно важным навыком. Свободное владение языком (правильные местоимения и времена глаголов) помогает самовыражению, которое дети используют для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром. Умение ожидать своей очереди, думать перед тем, как действовать, и уметь разговаривать со взрослыми являются необходимыми (и невероятно полезными) в детском саду.
Управление информацией. В детском саду дети должны уметь следовать инструкциям своего воспитателя, чтобы приобретать знания посредством активного слушания. Сосредоточение внимания на одной задаче (процесс более успешен, если задание выбрано ребенком самостоятельно) на более длительный период времени может сделать выполнение задания более полезным и познавательным. Чем дольше ребенок углублен в процесс выполнения задания, тем эффективнее результат. Знание печатных букв и любознательность при изучении новых слов – это ожидаемые ранние навыки грамотности.
Управление эмоциями. Многие дети, как правило, становятся более уравновешенными к тому моменту, когда им исполняется пять лет. Это не означает, что они не будут пытаться манипулировать родителями, чтобы избежать чувства вины или дисциплинарных наказаний. В основном, они уже могут выразить словами то, что они или их сверстники чувствуют. Тем не менее, когда они расстроены, малыши обычно нуждаются в некоторой поддержке взрослых и разъяснении ситуации. Им важно научиться понимать свои эмоции.
Комментарии