У меня трое детей, я с интересом читаю литературу о воспитании. Иногда встречаю в ней такие педагогические постулаты, которые вызывают мое искреннее возмущение и даже протест. Приведу несколько популярных примеров и свои возражения.
Ребенок ломает игрушки — так он исследует окружающий мир
Педагоги советуют родителям не ругать дошкольников за сломанные вещи. Мол, дети так изучают мир, пытаясь по-своему постичь устройство разных предметов. Мои дети специально ничего не ломали, поэтому я впервые с этим столкнулась, когда у нас дома один маленький гость начал планомерно ломать игрушки одну за другой. Казалось, его цель — сломать у нас абсолютно всё, т.к. у себя дома он уже всё переломал.
Я пыталась понять — почему ребенок так разрушительно поступает? Что им движет? Совершенно очевидно — не познание мира, а скрытая агрессия, в причинах которой нужно обязательно разбираться. Поэтому не имеют морального права родители и тем более педагоги оправдывать недостойное поведение ребенка мифом про изучение окружающего мира.
Причина любого деструктивного поведения где-то кроется: возможно, это месть родителям за невнимание, обиду или наоборот, привлечение внимания к себе, может быть, наследственные черты характера или что-то ещё. В любом случае, нельзя спокойно ждать, когда ребенок подрастет и всё закончится, потому что никакому злу нельзя попустительствовать.
Мы не должны позволять детям ничего вокруг разрушать (кроме собственных неудачных поделок) — нужно учить беречь вещи, чинить их, не давать ломать другим. Культура поведения начинается в детской игре и продолжается во взрослой жизни. Только потом вместо машинок могут быть машины, а вместо мишек и кукол — животные и люди. Не страшно?
Догадываюсь, что мне могут возразить: «Я тоже в детстве всё ломал, а вырос приличным человеком». Но мне кажется, что если этому взрослому до сих пор не стыдно за свои детские пакости, то он вырос всё-таки не совсем приличным человеком. Простите!
Я считаю, что любовь к ребенку — это наряду с его безусловным принятием и заботой о нем также твердое неприятие всёго недоброго в его душе, терпеливое исправление недостатков в виде вразумления, наставления, личного примера и, в крайнем случае, наказания.
Строгий режим дня — основа дисциплины
Этот тезис стар, как мир. Я с ним полностью согласна, когда он реализуется в детском саду, школе, лагере, больнице, армии. То есть там, где мы находимся временно. Но родной дом отличается от казенного тем, что всё в нем должно быть ради человека, а не ради правил.
Типичный пример: дети во дворе разыгрались в прятки, но ровно в 12.30 часов принципиальная мама забирает водящего домой, т.к. ему пора обедать. Мелочи жизни, вроде бы, уходящий поплачет — перестанет, остальные заново перепрячутся. Но стоит ли обед ровно в 12.30 слез этого ребенка, которые нивелируют всю его радость от игры? А похожая экзекуция — выключение телевизора перед окончанием мультика? А ложиться спать в субботу ровно в 21.00, потому что «так положено»? Чуется за этой строгостью мамы не любовь к порядку, а совсем иное — ей так удобно!
Конечно, разумная строгость — это тоже проявление заботы, но она не должна быть только ради принципов. Если дети не видят ясных причин для соблюдения слишком строгих правил (порой этих причин и нет вовсе), то рано или поздно эти правила будут нарушаться, игнорироваться или вызывать протест.
По-моему, режим дня должен быть гибким, подстраиваться под интересы ребенка и учитывать «форс-мажорные» обстоятельства (например, Новый год или приезд бабушки). Если мама этого не хочет понимать, ему не повезло. В подростковом возрасте детей их родители неизбежно пожнут печальный результат устроенного в своем доме армейского порядка.
Болейте на здоровье!
Это заголовок интервью известного педиатра, напечатанного несколько лет назад в газете «Аргументы и факты». Детский доктор утверждала, что дошкольникам болеть до 8 раз в год полезно, мол, это укрепляет иммунитет. Я категорически не согласна с таким оправданием частых детских простуд. Болеть в принципе не может быть полезно! Тот факт, что болезни не укрепляют (тренируют), а ослабляют организм (иммунитет), — это не только мое личное мнение, но и убеждение других честных специалистов.
Всех болезней, конечно, не избежать, но это не значит, что с ними надо смириться. Профилактикой надо заниматься с первых дней жизни: кормить малышей грудным молоком как можно дольше, не простужать, закаливать, много гулять. Если ребенок заболел — вылечивать его до конца, выздоровел — и всё сначала: правильно кормить и одевать, гулять, спортом занимать. Потому что «простудниками» не рождаются, а становятся.
Иногда от педиатров можно услышать и другие странные утверждения. Например, «ребенку уже год, хватит его кормить грудью», «витамины нужно принимать круглый год», «виновата плохая экология». В таком случае нужно немедленно сделать паузу, включить критическое мышление и перепроверить поступившую информацию в альтернативных источниках.
Домашние питомцы нужны детям для развития ответственности
Некоторые педагоги считают, что наличие домашних питомцев приучает детей к ответственности и заботе о ближних. Соглашусь с этим утверждением за двумя исключениями: питомцы не должны становиться только объектом развлечения хозяев и содержаться в городской квартире.
Вот типичный образ жизни городских домашних животных: собаку недолго выгуливают на поводке два раза в сутки, остальное время пёс сидит дома, почти не двигается, не видит даже улицу из окна, гавкать (и выть от такой жизни) ему запрещено. Кошка всю свою жизнь малоподвижно сидит дома, глядя в закрытое окно; птичке в клетке приходится еще хуже.
Не хочется говорить про такие распространенные издевательства, как кастрация, удаление когтей, кормление только сухим кормом (предлагаю любителям животных вначале испробовать это на себе). Миссия домашних питомцев — не кусаться, давать себя тискать, выражать хозяину свое почтение. Сомневаюсь, что такое эгоистичное использование животных развивает в детях заботу и ответственность.
По-моему, ответственность состоит в создании животному нормальных условий для жизни, которые можно обеспечить только в загородном доме. Там обычно всё на своих местах: кошки гуляют на свободе и ловят мышей, гоняют птиц с огорода; собаки живут в конуре и охраняют участки от чужих; куры летом в огороженной зоне, зимой на насесте, несут яйца. При отъезде хозяев живность покормят соседи. В деревне никогда не допустят такой срам, чтобы животное залезло на стол или к хозяевам в постель. И никому даже не придет в голову заводить таких бесполезных тварей, как грызуны и пресмыкающиеся. Тем более, что с ними может негуманно поступить правильный сельский кот.
Еще один деликатный нюанс — владельцы кошек и собак заражаются от своих питомцев их паразитами, от которых нужно систематически пролечиваться вместе с животными. Т.е. заводя кошку или собаку нужно понимать, что вы заводите также и глистов. Легкомысленное игнорирование этой проблемы может привести к тяжелым последствиям для здоровья детей.
Комментарии