Елена Смирнова
зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО,
профессор, д. психол. н.
Некоторым детям доброта дается, казалось бы, от рождения. Уже в 3-4 года они отличаются от своих сверстников тем, что умеют заботиться о других, считаться с их интересами. Этот талант заметен не сразу, и далеко не всегда взрослым удается увидеть его. Но всё же бывают ситуации, в которых детская чуткость и доброта становятся очевидными.
Детям показывают картинку с изображением Деда Мороза, который держит два мешка с подарками: в первом мешке только один подарок, а во втором — много разных. Каждого ребёнка спрашивают, какой мешок он попросит у Деда Мороза, и что будет делать с подарками? В этой ситуации дошкольники ведут себя по-разному. Одни, не раздумывая, выбирают большой мешок, где много подарков, и, конечно же, оставляют его себе — ведь им самим хочется иметь много игрушек, конфет, мандаринов. Другие дети понимают, что жадным быть плохо, что надо поделиться со сверстниками, но и себя обижать не хочется. Поэтому они выбирают мешок с одним подарком — только для себя. Неважно, что кому достанется, главное, чтобы похвалили (ведь я поделился!), и в то же время взять свой (наверное, самый ценный) подарок. И лишь очень немногие (но такие есть почти в каждой группе) совершенно искренне хотят сделать подарки другим детям. И не потому, что так правильно и за это похвалят, а потому, что другие дети будут рады подаркам. Маше нужно подарить куклу, Васе — машинку, а Сереже — кубики. Каждый получит именно то, что любит. А то, что останется, можно взять себе.
Или еще одна ситуация. Ребенок наблюдает за действиями другого, который, например, собирает картинки из кубиков, или осваивает ручную головоломку, или решает какую-либо другую задачу, где успехи и промахи совершенно очевидны. Как реагируют дети на удачи и неудачи сверстников? Опять же по-разному. Одни вообще никак не реагируют. Им глубоко безразлично, что и как делают их сверстники. Правда, если у партнера в руках интересная игрушка, то эту игрушку нужно просто взять себе и поиграть самому. Такие дети обычно не замечают, что делают другие, и даже тех, кто играет с ними рядом. Спросишь ребенка, с кем он только что играл в кубики, а он не помнит. И не потому, что память плохая: просто не заметил, потому что это для него не важно. Ведь и мы не обращаем внимания на то, что нас не волнует и вообще не имеет к нам никакого отношения.
Другие дети, напротив, очень чутко реагируют на удачи и промахи партнера. Их реакция имеет на первый взгляд парадоксальный характер: они искренне радуются, когда сверстник ошибается или испытывает трудности, и, наоборот, столь же искренне огорчаются, когда он успешно решает задачу. На самом деле такая реакция совершенно понятна и встречается, увы, не так уж редко как у детей, так и у взрослых. Подобное отношение к партнёру вытекает из простого человеческого желания — самоутвердиться, ощутить и показать свое превосходство, свои достоинства. А как можно все это ощутить и показать? Только в сравнении с другими. Поэтому действия сверстников, их удачи и неудачи чрезвычайно важны. Но важны «наоборот». Если партнер не может справиться с задачей, если у него не получается то, что у меня наверняка получится, значит, я лучше его и могу чувствовать себя спокойно и уверенно. Отсюда трудноскрываемые радость и облегчение. А вот если партнёр успешно справляется с заданием, значит, он ничем не хуже, а может быть, и лучше меня. Перенести это трудно. Поэтому на лице ребенка (ведь дошкольники еще не умеют скрывать своих переживаний) написаны огорчение и разочарование. Конечно, ребёнок не рассуждает так про себя, а тем более — вслух. Но его отношение к сверстнику как к объекту уравнения с собой («чем хуже он, тем лучше я») бессознательно проявляется в его переживаниях. Такой ребенок прекрасно замечает все ошибки и промахи сверстников и обычно дает их действиям отрицательную оценку: «все неправильно», «не умеет», «делает не так». Оценивая себя, он, напротив, обращает внимание только на достижения: «Я все делал правильно»; «У меня все хорошо получилось», хотя эти оценки далеко не всегда отражают действительность.
И все же есть дети, которые уже в дошкольном возрасте умеют сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Они с интересом наблюдают за действиями сверстников, и если у партнера всё получается удачно, для такого ребенка это не меньшая радость, чем если бы удача была у него самого.
За рассмотренными типами поведения стоят три совершенно разные позиции ребенка по отношению к другим людям и к себе самому. И хотя речь идёт о дошкольниках, эти позиции можно считать вполне сложившимися.
Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку совершенно безразличны другие дети. Его интересы сосредоточены в основном на предметах — игрушках, картинках, сладостях. Такому ребенку нетрудно толкнуть сверстника, допустить грубость и агрессивность. Рыдания и протесты обиженного ничего не значат. Поэтому ребёнок с эгоистической позицией обычно ничего не знает о детях в группе детского сада — даже имена их не всегда помнит. Зато игрушки, которые они приносят, замечает всегда. Это очень опасная позиция, и прежде всего — для других детей, ведь такой ребёнок может быть озлобленным, агрессивным, жестоким, особенно по отношению к тем, кто ему мешает. Но эгоистическая позиция вредит и самому ее обладателю. Это только кажется, что, думая лишь о себе, человек может быть счастливым. Ведь без признания, уважения и расположения других даже самый эгоистичный не может быть счастлив. А тот, кто не замечает вокруг себя никого, никогда не завоюет это уважение и расположение. Эгоистичных детей сверстники не любят: они не хотят с ними играть, а тем более — дружить. Такие дети оказываются в одиночестве. Рано или поздно они начинают это понимать, переживать, обвинять других, но от этого становятся еще агрессивнее и враждебнее и, конечно же, вызывают ещё большую неприязнь. Отчужденность от сверстников и эгоистичность ребёнка нарастают как снежный ком.
Ребенок с конкурентной позицией прекрасно понимает, что самое главное — это чтобы тебя ценили, уважали и хотели с тобой дружить. А для этого нужно быть хорошим — все делать правильно, со всеми делиться, никого не обижать. И ребенок нередко действительно добивается признания и становится популярным в своей группе. Малыша любят и хвалят воспитатели. Но когда другие дети в чем-то превосходят его — в успехах на занятиях, в популярности у сверстников или в признании взрослого, ему становится очень обидно, что он не первый. Поэтому ребенок напряженно следит за успехами сверстников и радуется любым их неудачам. Ведь другие дети интересуют его лишь как средство для самоутверждения. В сверстнике ребёнок видит, прежде всего, конкурента, которого нужно хоть в чем-то превзойти. Такая позиция тоже не может дать настоящей радости общения, потому что она держит ребенка (а потом и взрослого) в постоянном напряжении — как бы кто его не опередил. И любые успехи партнеров (а они неизбежны, к счастью, в любой деятельности и в любом коллективе) вызывают огорчение, обиду, зависть. А эти чувства никак нельзя назвать приятными. Да и радость по поводу неудач другого человека тоже не относится к числу благородных человеческих эмоций. Так что жить с такими переживаниями и с таким отношением к людям нелегко.
Конечно, стремление продемонстрировать свои достоинства, как и желание обладать привлекательными игрушками, вполне естественно для дошкольников, особенно младших. Так или иначе, все дети в 3-5 лет хвалятся друг перед другом — это одна из возрастных черт детского общения. Но когда 6-7-летний ребенок только и думает о том, как быть лучше всех, а в сверстниках видит только соперников и конкурентов — это уже тревожный симптом. Есть большая вероятность, что такое конкурентное отношение к другим останется и будет укрепляться, а в дальнейшем сильно осложнит жизнь уже взрослого человека, сделает ее конфликтной и напряженной.
Подобных проблем никогда не будет у ребенка с гуманным отношением к сверстникам, потому что он очень чувствителен к внутреннему состоянию другого человека — к его желаниям, интересам, настроению. Он хорошо знает окружающих его людей не только с внешней и поведенческой стороны (какого цвета волосы, во что одет, как ведет себя в группе и т. д.), но и их внутренний мир. Поэтому такой ребенок почти всегда положительно относится к сверстникам, считает всех хорошими, добрыми, умными. Ребенок по собственной инициативе охотно помогает всем, делится тем, что имеет сам. И делает это не потому, что так принято и за это похвалят, а потому, что получает от этого радость и удовлетворение. Этот редкий дар делает ребенка любимым и популярным среди сверстников. Ведь именно такого друга хочется иметь. Получается, что дети-гуманисты оказываются самыми счастливыми, вовсе не добиваясь этого. Во-первых, они получают очень много радости от общения с окружающими, а во-вторых, им достается самое ценное, что только может быть у человека, — привязанность, признание и симпатии других людей.
Мы нарисовали наиболее выраженные формы поведения эгоистичного, конкурентного и гуманного ребенка, чтобы лучше оттенить их особенности и показать преимущества последнего. Естественно, в реальной жизни отношение к окружающим редко бывает таким «чистым» и последовательным. Чаще всего разные позиции перемешиваются и зависят от партнеров, характера общей деятельности и многих других условий: с одним сверстником ребенок бывает очень гуманным, с другим — вступает в конкурентные отношения; в одних обстоятельствах он ведет себя эгоистично, в других — проявляет доброту и оказывается способным на сочувствие. Те добрые дети, о которых мы говорили выше, стали добрыми и гуманными не потому, что родились такими, а потому, что их еще небольшой жизненный опыт (общение с родными, игры, сказки) позволил открыть им переживания других людей, сделать их ценными и значимыми. У остальных детей — а таких большинство — этого не случилось. Однако дошкольный возраст — это еще начало развития отношений с людьми. Пока еще возможно открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как интересную личность. И сделать это могут только взрослые.
Комментарии