Знакомая еда вкуснее
В детском саду всех детей кормят одинаково. Но не у всех детей одинаковый аппетит. Почему одни дети едят с добавкой, а другие в это время ковыряют ложкой в тарелке и морщат нос?
Например, очень часто морщат нос и отодвигают от себя тарелку, когда на гарнир дают вареную свеклу. Мама Степы возмущается: «Это же никто не будет есть! Зачем это готовят! Дети же останутся голодными!». А Федя при этом все съел и просит добавки. Мама Степы удивляется и спрашивает маму Феди: «Ваш ребенок так любит свеклу?». «Да! Я сама люблю свеклу! Я часто ее варю и ем прямо кусочками». Все просто. Федя любит свеклу, потому что мама любит свеклу и часто ее готовит. Это не столько вопрос наследственности вкуса, сколько привычки.
Есть в меню детского сада блюда, которые с аппетитом едят все дети — картофельное пюре и макароны. Полагаю, не потому, что это обалденно вкусные блюда, а потому, что эти блюда часто готовят дома, и дети к ним привыкли. И напротив, суфле из печени у многих детей непопулярно, потому что имеет непривычный вкус и непривычную форму. Вы часто готовите дома суфле из печени с молочной подливкой? Лично я никогда…
Ленивые вареники малыши едят лучше, чем творожную запеканку. Странно. Состав почти идентичен: творог, мука, яйцо. Разница в форме. А если еще назвать вареники пельмешками (ну ведь похожи!), то дети лопают с удовольствием. Пельмени — знакомое блюдо, настороженности не вызывает. Дети привыкли считать пельмени вкусными. Великая сила привычки.
Зачем пробовать новые блюда
Все новое — непривычного цвета, непривычной формы — вызывает настороженность. Со временем дети адаптируются к детсадовским блюдам. Привыкают есть суфле, запеканки, зразы. Но эту способность к адаптации можно натренировать, если и дома часто предлагать ребенку пробовать новые блюда.
Есть большая вероятность того, что новое блюдо ребенку не понравится. Не потому, что не вкусно, а просто еще не привык. Мы так устроены: все новое воспринимаем с осторожностью. Недели через две можно снова предложить ребенку это же блюдо… Может быть, с третьего раза он его «распробует» и полюбит. Главное — чтобы попробовал. «Можешь не есть, но попробовать — обязательно!».
В моем советском детстве я видела бананы только на картинках. Почему-то не привозили бананы в магазины маленького уральского городка… Впервые банан я попробовала в 9 лет в гостях у родственников в Иркутске. Первое впечатление: неприятный, вязкий, безвкусный. Ну, не смородина… Лояльность к бананам появилась у меня позднее, уже в студенчестве, когда они стали продаваться на каждом углу — самый простой и дешевой способ перекусить между лекциями. Привыкла к их вкусу.
Иногда на гарнир я готовлю стручковую фасоль. Санька ее любит, а Сенька — нет. Разные вкусы? Возможно. Но если проанализировать историю появления этого блюда в семейном меню, тоже можно сделать вывод о влиянии на вкус жизненного опыта.
Стручковая фасоль — садоводческий эксперимент бабушки. Часть нового урожая бабушка привезла нам в уже приготовленном виде с инструкцией: «Перед употреблением разогреть». Сеньке на тот момент было 7 лет. 7 лет, благополучно прожитых без стручковой фасоли. 7 лет — возраст окрепших предубеждений: «Это я не ем!».
Откуда берется плохой и хороший аппетит у детей
А Саньке был 1 год — полная свобода от гастрономических предубеждений, когда на вкус оценивается даже то, что в принципе несъедобно. Сашка с любопытством тянулся к маминой тарелке. Гладкий зеленой стручок был восхитительной альтернативой протертой брокколи.
Кстати, о брокколи. Брокколи Санька тоже ест. А Сенька — нет. Опять же потому, что в раннем детстве с ней не встретился. Это было мое предубеждение, что брокколи вкусной быть не может. И я предлагала ребенку другие овощи — кабачки, цветную капусту, морковку.
Позднее прочитала об одном эксперименте, в котором проводилось исследование взаимосвязи между той едой, которую выбирают взрослые, и едой, которую они получали в раннем детстве. Выяснилось, что взрослые предпочитают еду того же цвета, что и еда в их раннем детстве. Получается, Сенькина нелюбовь к зеленым овощам может быть из-за того, что в раннем детстве в его тарелке отсутствовал этот темно-зеленый цвет. Предлагая ребенку еду разного цвета, мы расширяем его гастрономические рамки. Впоследствии он будет с готовностью пробовать незнакомую еду привычного цвета.
Как еще улучшить аппетит
Конечно, есть еще прямая зависимость аппетита и темперамента, аппетита и двигательной активности ребенка. Андрюша, которого за период прогулки в детском саду пришлось два раза снять с забора, три раза вернуть с соседнего участка и один раз поймать при попытке бегства из садика, съедает за обедом больше, чем Наденька, просидевшая всю прогулку в песочнице.
Предлагая ребенку разнообразную и разноцветную еду, помните про тонкий психологический момент: главное не начать уговаривать! Лучше позвольте ребенку проголодаться. Чтобы у ребенка нормальное отношение к еде: «Еда — это то, что утоляет голод» не трансформировалось в убеждение «Еда — это то, чем постоянно досаждают родители». Когда еда ассоциируется только с позитивными моментами, аппетит гораздо лучше.
А если еще и привлекать ребенка к процессу приготовления, дать ему возможность творить на кухне, экспериментировать с ингредиентами, выбирать продукты для ужина в магазине, то у маленького гурмана вообще не будет проблем с аппетитом.
Комментарии