Очень часто перед мамой стоит сложная задача: накормить своего малыша, который отказывается от еды, не поддается изысканным уговорам, запретам и угрозам. Меж тем родители не видят самого важного: проблема скрывается в них самих и их отношении к еде. Зачастую они не понимают, зачем насильно вталкивают в дитя такое огромное количество пищи. Забывают о том, что вкусовые предпочтения их и малыша могут существенно различаться. Вместо того чтобы искать причины проблемы, борются с печальными последствиями.
Родительские находки, как запихнуть в ребенка нужную по представлениям взрослых еду, приносят результаты, но уродуют детскую психику, коверкают будущее ребенка. Конечно, можно посмеяться и вручить кубок признания тем, кто напишет смешной стишок, придумает интересную забаву, чтобы капризный малыш хорошо кушал то, что ему дают и сколько дают.
А можно попытаться понять, что получение пищи — очень важный момент в развитии психики человека. Здесь важно знать врожденные особенности, склонности малыша и следовать им, а не заставлять. К примеру, если ребенок с рождения сам не будет ощущать чувства меры, если его собьют суперзаботливые воспитатели, то во взрослой жизни ему тоже будет сложно «насытиться», остановиться в своих желаниях.
«Мой Сашка есть совсем не хочет. И как я ни извращалась: и сладкими уговорами пробовала заставить кушать, и „по бабушкиным рецептам“ — „за маму, за папу“, потом настойчивость проявляла, начитавшись статей по психологии. Ничего не помогает», — сокрушалась моя подруга Света.
До этого момента я как-то не задумывалась, что накормить ребенка может быть целой проблемой. С моим сыном такого вопроса не возникало, да и сама я в детстве любила вкусно покушать. Образа бегающих за мною или братом родителей с ложкой в руках в воспоминаниях не сохранилось. Почему же так получается, что в одних семьях накормить малыша — больная тема, а в других нет и намека на сложность?
Есть, пить, спать, поддерживать температуру тела — животные инстинкты, которые позволяют нам выжить. Если один из них нарушается, то это неизменно ведет к гибели. Отсюда материнской инстинкт накормить свое дитя во чтобы то ни стало. Хороший аппетит — признак здоровья. Больное потомство у животных, которое отказывается от еды, мать оставляет погибать. Естественный отбор, так сказать.
Помню, в деревне у бабушки овца Катька принесла трех ягнят. Всех облизала, обнюхала. Двое сразу встали на ноги и ринулись активно добывать молоко, а один так и остался лежать в сторонке. Катька к нему не подходила, сосредоточившись на здоровом потомстве. Бабушке стало жалко брошенного, еле живого ягненка. Она его забрала в более теплое помещение, стала кормить коровьим молоком сначала с ложечки, потом из бутылочки с соской. Ягненок Васька первое время сопротивлялся — его кормили насильно. Через неделю он уже мог вставать и кушал с охотой. Выходили.
Итак, еда — основа для жизни. Первый в жизни ребенка завтрак (обед или ужин, в зависимости от времени рождения) материнским молоком имеет огромное значение. Лучше всего, когда малыша сразу после родов прикладывают к груди. Мой сын через десять минут после рождения, умывания, взвешивания, врачебного осмотра, не открывая глаз, нашел мою грудь и жадно зачмокал. Со здоровым аппетитом. С тех пор, слава Богу, он его не потерял. Мне это стоило достаточно усилий и нервов.
Молодую мамочку, то есть меня сразу кинулись обучать «правильному уходу» за малышом врачи, родственники, подруги и просто малознакомые люди (так, рецептами воспитания порадовала нянечка в роддоме). Советы знающих, многоопытных и квалифицированных пестрили разнородной информацией, часто противоречили друг другу и здравому смыслу.
— Нет хуже родителей, чем учителя и психологи! — возмущалась акушерка, когда я отказалась будить сладко сопящего сынулю для кормежки. Кормить по расписанию, кем-то придуманному? На основании чего? Удобства в одно время разносить большому количеству детей смесь? Чем больше вопросов я задавала, тем меньше получала содержательных ответов. «Делайте так, как вам говорят профессионалы» — исчерпывающее объяснение.
У ребенка свой внутренний график. Я стала кормить по требованию сыночка, доверяя его инстинктам. Те, кто кормил по «принятым» нормам, сбили природный инстинкт малыша. Теперь и у него, и у «заботливых» родителей появились большие сложности с питанием. Либо в виде переедания, либо недоедания. Две крайности, вредные для здоровья.
Так сложились обстоятельства. Сейчас-то что делать? Вот он — голодный ребенок, который отказывается кушать. Скорректировать ситуацию можно, но трудно и потребует от родителей осознанного понимания каждого своего шага. Без уступок и скатывания назад.
Не кормить, пока не попросит. Банальность, но без нее никуда. Причем нужно реально дождаться, пока у ребенка проснется голод. Подкармливать его печенюшками и ждать, когда же малыш запросит котлету — ситуация безнадежная. Некоторые родители так заигрываются в догонялки с ребенком под названием «Накорми меня, мама!», что не хотят отказываться от веселого развлечения. Конечно, не в открытой форме, а завуалировано: «Мой малыш — особенный и кушать он может только так, с моей помощью». Смысл от этого не меняется: те, кто хотят решить проблему с питанием, ее решают, а не придумывают оправдания своим действиям.
Кушаем вместе. Очень хорошо снимает вопрос с уговорами ребенка семейная трапеза. Все вместе с удовольствием кушают. Ребенок смотрит и берет пример. За компанию кушать приятнее. Если за столом собираются несколько детей, то даже главный «нехочуха» берет самую большую ложку. Человек — создание социальное, ему важно чувствовать себя среди своих, быть в обществе. Здорово, если при этом приготовлены вкусные блюда, используется разнообразное меню.
Готовим вместе. Малышу обычно очень нравится помогать взрослым, в частности готовить. «А-а, горячая плита, режущие предметы! Как так можно? Допускать ребенка на кухню?» Никто не отменял элементарных правил безопасности, как и поддержку родителей стремления маленького человечка познавать мир. Мало что так травмирует психику малыша, как многочисленные необоснованные запреты.
Любимыми игрушками моего сына были кастрюли, ложки, поварешки. Вместо пластилина он лепил забавные фигурки из теста, а уж как он их уплетал за обе щеки после выпечки! Кашу варю — сын рядом. Спрашиваю, советуюсь, какую он хочет. Старательно выбирает и ест без претензий, что не то, мол, мать сварила. С двух лет осознанный выбор делал.
В детском саду ел со всеми — чувство локтя срабатывало. Мне удивительно было, что воспитатели отвечали на вопрос «Как сын провел день?» перечислением того, что Юрчик скушал. Да и няня все восхищалась, что он не капризничает, хорошо все съедает. Настолько, видимо, для других семей актуальна проблема взаимоотношений ребенок-еда. Для меня главное, что сын делал, что чувствовал, с чем хочет со мною поделиться. А для вас?
Таким образом, чтобы решить вопрос, как накормить малыша, нужно понять причины, почему он не хочет есть. Болезнь или последствия неправильного воспитания? Болезнь лечится, неправильный подход изменяется. При желании. И тогда ваш малыш задорно будет звать вас (примерно как мой ангелочек): «Мама, топ-топ ням-ням!».
Комментарии