Современные дети часто страдают от задержек в развитии. Этот факт беспокоит как родителей, так и специалистов. Давайте разберемся, в чем причина.
Эксперт: Ирина Хвингия, нейропсихолог
О ПОЛЬЗЕ ДВОРОВЫХ ИГР
В процессе детского развития важны все этапы. Например, чтобы у ребенка нормально развивалась познавательная сфера, у него должна работать крупная и мелкая моторика. Мелкая моторика, в свою очередь, отвечает за восприятие и функцию речи. Помните песенку из мультика «Осторожно, обезьянки»? «Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать» – это действительно очень важно для малыша.
В НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ ОТ ЗАДЕРЖЕК В РАЗВИТИИ ДЕТИ БЫЛИ ЗАЩИЩЕНЫ ДВОРОВЫМИ ИГРАМИ. ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ОНИ БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РЕБЕНКА. ЭТО ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Кроме того, физкультура в детских садах и школах была построена на элементах сенсомоторной коррекции. Вся эта легкая физическая нагрузка была, по сути, гимнастикой для мозга – нейродинамической гимнастикой – и помогала компенсировать незначительные задержки в развитии детей незаметно для родителей. И давалось мамам и папам совершенно бесплатно.
ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК
Современным детям повезло меньше – отпускать своего ребенка поиграть во дворе редко кто отважится. Да и забыты прежде популярные детские игры. А ведь классики, «резиночки», скакалки, «картошка», «вышибалы» и другие игры с мячом были для детворы нейродинамической гимнастикой, которая развивала внимание, ловкость, моторику, интегрированное межполушарное взаимодействие – основу развития интеллекта.
К сожалению, это осталось в прошлом, появился перекос в сторону интеллектуального развития детей в ущерб физическому. Теперь редко встретишь детей, ударяющих о стенку мяч и по очереди перепрыгивающих через него, или девочек, прыгающих в «резиночки», или мальчиков, играющих в «картошку». Недостаток обычных дворовых игр привел к снижению детского внимания, в первую очередь. Ушла естественная нейродинамическая гимнастика – пришли проблемы. Дети не могут сконцентрироваться, легко отвлекаются на все подряд, им тяжело высидеть урок в начальной школе. Развивается дисграфия – плохой почерк в детском возрасте, многие дети неуклюжи, а их действия плохо скоординированы.
Чтобы избежать подобных проблем в развитии вашего ребенка, вспомните положительный опыт своего детства и верните собственным детям дворовые игры. Пусть нейродинамическая гимнастика войдёт в их жизнь. Мячики, мелки, скакалки и даже «резиночки» продаются во многих магазинах, этот нехитрый спортивный инвентарь нужно дать детям и научить их этим пользоваться. Кроме того, физическая нагрузка полезна и вам, взрослые.
ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ИГРАТЬ В КОМАНДНЫЕ ИГРЫ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, ГОНЯТЬ С НИМИ МЯЧИ, ПРЫГАТЬ В КЛАССИКИ ИЛИ НА «РЕЗИНОЧКАХ», ВЫ СТАНЕТЕ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, ТАКОЙ ДОСУГ УКРЕПИТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ.
Вот несколько примеров забытых игр, которые вы можете успешно использовать в воспитании своих детей.
6 ИГР, ТВОРЯЩИХ ЧУДЕСА
1. ДА/НЕТ НЕ ГОВОРИТЬ
Польза: Командная игра в слова. Развивает аналитическое мышление, концентрацию внимания, учит построению фразы, стимулирует внимание, речевые функции.
Правила: Минимальное количество игроков — 2 человека. Если больше, то назначается ведущий.Начинается игра с присказки: «Да и нет не говорите, /Черное с белым не носите,/Вы поедете на бал?» Суть игры в том, чтобы не сказать да или нет, и не «надеть» запрещенные цвета. Ответ игрока (варианты): «Вероятно» («может быть», «наверное»). После того, как ведущий получит первый ответ, он продолжает спрашивать участников игры, пока не подловит кого-то, заставив ответить запретным словом. Если участник игры произнес одно из «запретных» слов, то он меняется с другим игроком ролями. Игра втроем предполагает, что двое из участников в порядке очереди обращаются с вопросами, а третий игрок отвечает на них.
2. КЛАССИКИ
Польза: Развивают межполушарное взаимодействие, динамические моторные функции, внимание, ловкость.
Правила: Найдите довольно широкий участок асфальта, расчертите клетки классиков с цифрами от 1 до 10. Они должны быть небольшими, чтобы маленькие детские ножки могли легко совершать прыжки. В качестве биты подойдет небольшая круглая жестяная банка из-под монпансье, мармелада или что-то похожее. Внутрь нужно насыпать немного песка. Можно использовать плоский камешек.
Если игроков несколько, с помощью считалки определяется очередь. Первый игрок кидает биту в первый квадрат. Затем, прыгая на одной ноге, он должен толкать этой ногой биту из первого квадрата во второй. Затем перепрыгивать в следующий квадрат за битой и толкать ее дальше. Из последнего квадрата биту нужно было вытолкнуть наружу. После успешного «окончания» первого «класса», игрок переходил во второй. Это значило, что нужно было бросать биту уже не в первую клетку классиков, а во вторую и начинать игру с нее. Черту, ограничивающую квадраты, нельзя было задевать ни битой, ни ногой. Если правила нарушались, право игры переходило к следующему игроку.
3. РЕЗИНОЧКИ
Польза: Развивают ловкость у ребенка, межполушарное взаимодействие, крупную моторику, динамические моторные функции, что важно для красивого почерка.
Правила: Связанная кольцом достаточно длинная эластичная резинка надевается на ноги стоящих друг против друга игроков. Ноги расставлены примерно на ширину плеч. Третий игрок выполняет всевозможные прыжки, используя натянутую резинку. Если во время прыжка игрок цепляется за резинку ногой или выполняет прыжок не верно, он считается «стратившим», и игра переходит к следующему игроку. В первом туре резинка надета на ноги на уровне щиколоток. Затем она поднимается все выше и выше…
4. ВЫШИБАЛЫ
Польза: Развивают концентрацию внимания, ловкость.
Правила: На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5—7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и быстро отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать. Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Игроки могут ловить «свечки», т.е. запасные жизни. В кого попали, тот выбывает из игры, если у него нет свечек или никто с ними не поделился ими. Кто попал — входит в игру.
5. КОЛЕЧКО
Польза: Командная игра в слова, развивают аналитическое мышление, концентрацию внимания.
Правила: Все игроки усаживаются на скамейку и складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит от скамейки и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а другие игроки должны не позволить ему это сделать, удержать на скамейке. Удалось вскочить — стал ведущим. Нет — ведущий остается прежний.
6. КАРТОШКА
Польза: Развивают межполушарное взаимодействие, динамические моторные функции, внимание, ловкость, меткость.
Правила: Все встают в круг и начинают по очереди перекидывать мяч друг другу, можно при этом кричать: «Горячо». Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга — «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно, не вставая с четверенек, поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках.
А ЕСЛИ НЕ ИГРАТЬ?
Отсутствие дворовых игр лишает ребенка возможности избавиться от проблемы на ранней стадии, когда о ней могут и не подозревать. Это называется самостоятельная компенсация. Например, застенчивый ребенок приобретет уверенность, если будет выигрывать в каких-то дворовых играх или получит поддержку других. А неловкий научится координации движений так же, играючи, особенно если рядом друзья и всем весело.
Комментарии