В последнее время все больше становится мам, которые кормят ребенка грудью 2 года и больше, — и все больше детских садов готовы принимать малышей, еще не достигших 2-летнего возраста. Можно ли вести в сад ребенка, который еще иногда сосет грудь? Надо ли отлучать от груди перед садом? И когда вообще лучше начинать ходить в детский сад?
Ребенок идет в детский сад. Надо ли отлучать от груди?
Очень распространенная точка зрения сводится к тому, что ребенка, который кормится грудью, в детский сад отдавать нельзя — и, следовательно, перед тем как отдавать малыша в садик, нужно его отлучить от груди.
ГВ и детский сад: только плюсы
Реально такой необходимости нет. Более того, если отлучение от груди ребенка, который к этому еще не был готов, произошло незадолго перед его поступлением в сад, фактически это будет последовательным наложением двух стрессов, разделяющих малыша с его матерью. А если мама начинает отлучать ребенка, который только что попал в садик, малышу и вовсе не позавидуешь.
Для ребенка, который поступает в садик в возрасте младше трех лет, кормление грудью на период его адаптации продолжать не только можно, но и нужно. Получение маминого молока очень способствует детской иммунизации; как правило, малыши, продолжающие кормиться маминой грудью, гораздо легче переносят период болезней, который почти неизбежно наступает в следующие несколько месяцев после поступления в детский сад. Кроме того, возможность продолжать грудное вскармливание очень облегчает ребенку стресс от расставания с мамой. При этом реально нет особой необходимости рассказывать кому-то в садике о вашем грудном вскармливании.
Я не говорила о ГВ. Ребенок дома вообще без меня не спал ни с кем, ни с папой, ни с бабушкой. Даже сейчас, когда отучили от груди, без меня дома не ложится. В садик пошли — еще были на ГВ и около месяца ходили до обеда. Потом оставила, и без проблем ребенок сразу уснул. Есть дети и без ГВ уснуть не могут и не хотят в садике, плачут.
Некоторых мам очень смущает перспектива, что ребенок может требовать приложиться к груди в детском саду. Однако при выстроенной стратегии кормления этого обычно не случается, да и в принципе ребенка ближе к двум годам уже можно утешить мамиными объятиями и объяснить, что с молочком надо подождать до дома. Хотя если саму маму не смущает кормление в детском саду, то и такой необходимости нет.
Самый сложный момент в кормлении грудью при посещении детского сада — то, что какое-то время малыш неизбежно будет «повисать» на маме и ночами чаще прикладываться к груди, но это всегда оказывается наиболее мягким способом сгладить кризис от разлуки с мамой. А как только ребенок адаптируется в садике, необходимость в прикладываниях станет меньше.
У нас не было кормления в режиме «когда хочу, тогда и трямкаю» месяцев с десяти, наверно. В год и семь ушли все дневные прикладывания, были только на ночной сон и ночью — немеренное количество раз. Но начались проблемы иного характера, и дочь вернулась на грудь перед дневным сном где-то в два года. Когда наконец-то нашли врача, выручившего нас, доча стала спать всю ночь, оставалось только прикладывание на сон ночной, это где-то в два и четыре дело было. Перед садом, в два и семь, она уже полностью отвалилась. Но сад нам дался нелегко, на фоне стресса доча вспомнила детство и вернулась на грудь. Когда нервы успокоились и психика перестала страдать, доча окончательно отвалилась около трех лет, сад мы параллельно посещали! В общем, нам ГВ помогло сгладить не самую легкую адаптацию в саду, а не мешало, как бытует об этом мнение зачастую!
Увы, часто случается, что ставшие сложными вечера и ночи родители объясняют не тем, что ребенок не готов к садику и к разлуке с мамой (мамы обычно говорят: «Да ведь там все хорошо, мой ребенок ведет себя спокойно!»), а тем, что кормление грудью не завершилось раньше. Доктор Карлос Гонсалес, рассказывая о поведении ребенка, которого отдали в садик раньше двух лет, описывает типичную для таких малышей и восприятия их мам реакцию:
«Рамон демонстрирует несколько типичных для ситуаций разлучения реакций: виснет на матери, постоянно требует ее внимания, в садике ведет себя внешне спокойно и послушно, а дома тут же утрачивает самоконтроль. Судя по всему, в том, что он „притворяется“, его мать убеждает именно то обстоятельство, что в самом садике он не плачет. Что он должен делать, чтобы она поверила в реальность его страданий — целыми днями там рыдать? В возрасте до трех лет от разлуки с матерями больше страдают именно те дети, чьи отношения с ними крепки. Показательная реакция Рамона демонстрирует, что он очень любит свою маму и что она всегда хорошо с ним обращалась. Как жаль, что сама Сюзанна этого не понимает!».
Ребенок идет в детский сад. Надо ли отлучать от груди?
Детский сад до 3 лет: нужен ли ребенку
На самом деле, если у вас есть возможность не отдавать ребенка в детский сад до наступления хотя бы трех лет — лучше этого не делать. Еще один миф нашего времени говорит, что детские сады обязательно нужны «для социализации». Вот показательная цитата из Карлоса Гонсалеса, который, даже будучи родом из другой страны, замечательно сформулировал связанные с садиком проблемы, общие, наверное, для всех матерей мира.
«Родителей заставляют думать, что им необходимо отдавать детей в детские сады, чтобы дети научились говорить, стали более социализированными (то есть научились устанавливать личностный контакт с другими детьми), менее испорченными и вообще стали умнее, а также отделились от своих матерей (этого садики, к сожалению, с успехом добиваются: отделяют детей от матерей). Все это неправда. Ходить в садик для ребенка ничем не лучше, чем оставаться дома со своей семьей.
В 1991 году Сьюзан Дилкс сделала подробный обзор всех научных исследований, где сравнивались дети, которые ходили в детский сад, с детьми, которые оставались дома с родителями. Посещение детского сада сопровождалось ослаблением эмоциональной связи с родителями. Что же до социализации, то единогласия в результатах не было: некоторые исследователи утверждали, что детский сад делает детей более социализированными, другие — что более агрессивными; в высококлассных детских садах результаты были лучше. В плане обучаемости и уровня интеллектуального развития между ходившими в садик и остававшимися дома детьми никакой разницы не было, за исключением детей из бедных семей, которых помещали в высококлассные детские сады, — такие дети демонстрировали некоторый скачок в развитии.
Как же отличить эти высококлассные садики, о которых я все твержу? Дилкс дает ряд критериев общего характера, например, сколько детей приходится на одного воспитателя: максимум четверо детей в возрасте до полутора лет или пятеро в возрасте от трех до пяти» (Карлос Гонсалес, «Целуйте меня!», Ресурс, 2013).
А в вашем садике, куда вы намерены водить своего ребенка, сколько детей приходится на одного воспитателя? Каковы, согласно этим данным, перспективы социализации и интеллектуального развития вашего ребенка? Как будет чувствовать себя в большой группе чужих ему детей (которые не то что не желают, а пока не умеют уважать чужие интересы) ребенок, который привык находиться в любящей семье? Может быть, теперь вам становится понятнее, почему начавший ходить в садик малыш ноет, хнычет и требует повышенного внимания от своей мамы, а не от чужой ему тетеньки, в группе у которой много разных детей?
Словом, миф о пользе детского сада уже начинает развенчиваться, но пока еще достаточно крепок, особенно в нашей стране, где место в детском саду само по себе является дефицитом и матери выходят на митинги, вручая своим детям плакаты «Я хочу в садик!». Да не хочет ребенок в садик, это по какой-то причине нужно его маме. А ребенок хочет оставаться дома со своей мамой, в том числе — продолжать кормление грудью. Или хотя бы продолжать кормление грудью, если мама под давлением финансовой необходимости все-таки выходит на работу и отдает его в садик.
Уже есть данные: дети, которые кормятся грудью, реже болеют, они умнее, они счастливее. И пусть сегодня в большинстве стран мира долгое кормление уже не является вопросом жизни и смерти, но оно по-прежнему основано на крепкой связи и остается средством выражения любви для мамы и малыша.
Комментарии