Главный доктор – это семья

Главный доктор – это семья

Без участия родителей лечение ребенка является очень сложным процессом с непредсказуемым результатом.

Выступая на конференции, посвященной запуску в России глобальной педиатрической инициативы «Здоровые дети, счастливые дети», главный детский гематолог Минздрава России Александр Румянцев рассказал, почему родителям стоит задуматься не только о здоровье своих детей, но и о важности взаимодействия с педиатрами.

Устаревший… участковый!

Дети болеют в среднем 6-8 раз в год. Чем они младше, тем чаще болеют и наоборот. Это называется особой медицинской адаптацией, при которой ребенок формирует иммунитет. В противном случае есть риск развития тяжелых заболеваний. В России таких детей сейчас 15%, остальные 85% в процессе взросления так или иначе адаптируются. В этот момент особое влияние на состояние здоровья ребенка оказывает его пребывание в детских садах и школах. Именно поэтому почти каждой маме знакома ситуация, при которой ребенок неделю ходит в сад, а потом неделю болеет дома.

Следствием детской заболеваемостью является другая проблема – приходы врачей на дом. Сами педиатры признают, насколько устарела эта организационная форма. «Эти походы нужны были на заре XX века, когда надо было изолировать окружающих от инфекционного больного на дому, иначе распространится эпидемия, – говорит Александр Румянцев. – Тогда эта задача была очень быстро достигнута, и в предвоенные и в военные годы практически не было серьезных эпидемий инфекционных болезней среди детей.

Сегодня мы имеем «две стороны медали»: врачей, которые приходят к ребенку на дом без экспресс-тестов и потому не имеют возможности отличить, например, вирусную инфекцию от бактериальной, и родителей, которые предпочитают лишний раз не водить детей в поликлинику при первых признаках болезни.

«Не все следуют современным протоколам ведения пациентов, но мы работаем со своей стороной, повышая уровень знаний наших детских врачей, – отмечает Румянцев. – Но есть и вторая сторона проблемы – это ответственность родителей, которая тоже должна быть».

«Где твои родители?»

По словам Александра Румянцева, чем активнее происходит взаимодействие врача и пациента, в том числе с использованием удаленного доступа, тем реальнее и быстрее медицина может ответить на вызов. В случае с детьми между конечным пациентом и врачом стоят родители, поэтому очень важно, чтобы обе стороны находили возможность сотрудничества.

«Я хочу сказать, что для ребенка, который не находится в больнице, лечащим доктором является, по сути, семья. Для нас очень важно, чтобы врач, вступив в контакт с семьей, научил маму лечебным действиям, и мама поверила в них. Если у врача нет взаимодействия с семьей, успеха в лечении не будет», – констатирует Румянцев.

Кстати, для привлечения внимания родителей к вопросу детского здоровья, не так давно в России возраст детства был увеличен с 14 до 18 лет. Таким образом, если подросток 15-17 лет придет к педиатру с жалобой, врач должен буквально спросить: «Где твои родители, они в курсе проблемы?»

Согласно наблюдениям и исследованиям, мамы и папы особенно волнуются о здоровье ребенка в первые годы жизни. Однако позднее, когда он идет в сад или в школу, внимание перестает быть таким пристальным, как раньше. До недавнего времени 14-летний подросток с паспортом на руках считался чуть ли не взрослым человеком, что, разумеется, далеко не так. Педиатры надеются изменить ситуацию. Возможно, в ближайшее время возраст детства, по примеру западных стран, будет увеличен уже до 21 года.

Необходима семейная адаптация

Еще одним пунктом педиатрической повестки стоит создание условий для семейной реабилитации тяжелобольных детей и малышей, перенесших сложные операции. Это как раз те 15% от общего числа, о которых говорилось в начале статьи.

«У нас сейчас в Российской Федерации функционирует 86 центров, которые обслуживают детей до 18 лет и которые успешно лечат онкологические заболевания. Эти пациенты накапливаются, – рассказывает Румянцев. – Сейчас накопление таково, что, как считают наши зарубежные коллеги, в ближайшие годы каждый четвертый-пятый ребенок в России будет являться перенесшим тяжелое заболевание и требующим адаптации или реабилитации».

За рубежом уже давно успешно практикуется семейная форма реабилитации. В Германии, например, маленький пациент приезжает в реабилитационный центр вместе с родителями, здоровыми детьми и другими членами семьи одновременно. Комплексное обслуживание в таких центрах полностью компенсируется из средств пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования. Очевидно, что в окружении близких ребенок быстрее адаптируется после перенесенной болезни и, соответственно, быстрее идет на поправку.

В России пока есть только один семейный центр центр. Он был открыт 1 июня 2014 года на базе подмосковного санатория и предназначен для детей, перенесших трансплантацию костного мозга, детей с нейроонкологическими заболеваниями, с опухолевыми заболеваниями крови и т.д. Без внимания не остались и дети раннего возраста. По словам Румянцева, оказалось, что многие врожденные опухоли касались детей первого года жизни, и до появления этого центра для них вообще не существовало реабилитационной программы. Сегодня центр начинает принимать детей со всей страны, и родителей здесь уже не воспринимают как сопровождающих лиц, ведь они – полноценные участники процесса реабилитации, непременные спутники своих детей, их главные врачи.

Метки записи:  ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>