ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Часто мы даже не отслеживаем, какие комментарии отпускаем в адрес учителей. Критиковать действия педагогов, удивляться неразумного устройству образовательной системы, подвергать сомнению школьные требования – наши любимые занятия. Если при таких разговорах присутствуют дети, будьте уверены: они не пропустят мимо ушей ни одного нашего слова. А выводы, которые они сделают, повлияют на их отношение к школе и учебе. Вот самые частые наши ошибки, которых стоит избегать.
ОШИБКА №1: НЕГАТИВНО ОТЗЫВАТЬСЯ О ШКОЛЕ ПРИ ДЕТЯХ
Отношение ребенка к школе закладывается задолго до 1 сентября. Все мы так или иначе транслируем детям собственное отношение к школе, в поверхностных ли разговорах или в задушевной беседе, смотря какие впечатления мы вынесли из той поры – позитивные или негативные. Дети улавливают наше настроение интуитивно, поэтому очень важно следить за своими словами и интонациями. При ребенке необходимо воздержаться от резких высказываний в адрес существующей образовательной системы. Найдите себе единомышленников и обсуждайте эти темы сколько угодно, но исключительно в их компании. И не стоит рассказывать ребенку, как вы боялись свою первую учительницу, стояли с трясущимися коленками у доски, рыдали над незаслуженной двойкой за диктант.
ОШИБКА №2: ЗЛИТЬСЯ НА УЧИТЕЛЯ ЗА ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ В 1 КЛАССЕ
Следить за своими высказываниями придется и после первого звонка. Даже если у вас были хорошие воспоминания о школьных годах и вам удалось «позитивно» зарядить ребенка, очень скоро могут возникнуть ситуации, которые вызовут у вас бурю эмоций или волну негодования. Чаще всего проблемы появляются, когда начинаются первые домашние задания. Хотя в первом классе такое случается редко, тем не менее даже в обычной школе иногда учителя все же просят детей потрудиться и в послеурочное время. К такому повороту следует отнестись положительно. Самое главное, о чем вы должны помнить: на первом месте сейчас ребенок и его психологический комфорт. Свое собственное мнение по этому поводу лучше держать при себе. Если вы будете при ребенке громко возмущаться «незаконной» инициативой учителя и давать комментарии вроде: «Как можно! Дети еще маленькие, они же устают!», «Ребенок сам не справляется, а я целями днями пропадаю на работе, у меня тоже сил и времени на это нет!», дети быстро сделают выводы. А в какой-то момент они просто воспроизведут ваши собственные слова и скажут учителю прямо: «Я не буду делать домашнее задание, потому что по закону вы не имеете права его давать!» Стоит ли говорить, что в таких условиях ребенку будет трудно верить в авторитет учителя и перенимать адекватное отношение к учебе. В ситуации, когда из 30 детей два становятся отщепенцами и идут против системы (естественно, это всегда случается при поддержке родителей), сильно затрудняется и социализация. Одноклассники будут косо смотреть на «диверсантов», и начнутся конфликты.
ТОЛЬКО ПОЗИТИВ!
Постарайтесь вспомнить счастливые моменты и расскажите о них ребенку. В конце концов, школа – это не только учителя и учеба, это еще и друзья и ваши личные достижения. Возможно, вы играли в фантики на переменах, готовили сырники всем классом, выиграли олимпиаду по физкультуре. Эти истории и помогут вам создать романтический ореол вокруг школы.
ОШИБКА № 3: ТРЕБОВАТЬ ОТ УЧИТЕЛЯ УДЕЛЯТЬ ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
Многие родители ведут ребенка в школу, думая, что он у них особенный и подготовлен лучше всех остальных детей. Естественно, они ждут, что учитель с первых дней это заметит и начнет их чадо явно выделять. Если этого не происходит (а именно так обычно и происходит), родители сначала удивляются, а потом начинают возмущаться. На учителя льется поток претензий: «Почему вы его на уроках так редко спрашиваете?», «Она дома так хорошо подготовилась, а вы ее даже не похвалили!». Кроме вашего ребенка, у учителя в классе еще 28 человек. Он чисто физически не в состоянии опросить всех детей, которые хорошо подготовились. Лучше расслабьтесь с самого начала и заранее предупредите ребенка, что он будет постоянно попадать в такую ситуацию, и это нормально.
ОШИБКА № 4: КРИТИКОВАТЬ УЧИТЕЛЯ
Сегодня у родителей есть возможность выбрать учителя, но бывает, что на деле наши ожидания не оправдываются. Однако жаловаться на педагога, тем более открыто обвинять его в некомпетентности, бессмысленно. Вас просто не услышат. Оценивать уровень профессионализма учителя имеют право либо аттестационная комиссия, либо его коллеги по цеху. Точка. Лучше вспомните, что учителю необходимо сохранить свой авторитет в глазах учеников, поэтому откажитесь от «подрывной деятельности» ради блага всех детей в классе. И признайте, в конце концов, свою ответственность тоже. Проблемы в школе у ребенка возникают не тогда, когда учитель плохой, а тогда, когда семья не помогает ему переварить эту трудность. Учитель – это не выбор судьбы, а плохой учитель – не конец света.
ОТНОШЕНИЕ К ОШИБКАМ МОЖЕТ БЫТЬ ДВОЯКОЕ: ТРАДИЦИОННОЕ ИЛИ АДЕКВАТНОЕ. И ТОЛЬКО В ВАШИХ СИЛАХ ПРИВИТЬ МАЛЫШУ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОБСТВЕННЫЕ ПРОМАХИ.
ОШИБКА №5: ДУМАТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СПРАВИТСЯ С ПРОБЛЕМОЙ САМ
Еще одна первостепенная задача для каждого первоклассника – развить чувство собственной компетенции. Только при его наличии ребенок захочет и дальше получать знания и стремиться к хорошим результатам. Сейчас в первом классе ставят не привычные нам оценки в баллах, а косвенные в виде солнышка, звездочки или тучки. Но догадаться, что они означают, несложно. Когда ребенок начинает получать слишком много тучек, чувство собственной компетентности не формируется. Ребенок быстро теряет веру в себя и перестает стараться. Некоторые родители в этот момент придерживаются девиза «Пройдет само». Но этот подход неверный. Если вы заметили, что ваш ребенок в школе проживает неуспех, нужно действовать незамедлительно, пока железо горячо. У вас есть два пути: либо вместе объяснять ему дома пройденный материал, либо срочно найти ту область, где он успешен, и не скупиться на похвалы. Главное сейчас – транслировать мысль: «Я в тебя верю, и я рядом. Не унывай! Мы с этим справимся. У тебя все получится!».
ОШИБКА № 6: СТАРАТЬСЯ ЗАПОЛНИТЬ ДЕНЬ РЕБЕНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ
Если у родителей нет возможности забирать ребенка из школы после окончания уроков или есть амбиции воспитать гения, они после занятий водят его по кружкам или отдают на продленку. Грамотные учителя еще до 1 сентября просят мам и пап этого не делать. Если оба родителя работают, очень сложно что-то придумать, но лучше напрячь все ресурсы именно сейчас. Если день ребенка насыщен до предела помимо школы, вся его энергия уходит на то, чтобы привыкнуть к новым кружкам и секциям. А на усвоение школьной программы сил не остается. Ребенок начинает сильно утомляться и отставать от одноклассников еще больше. Родители в этом случае очень часто перебрасывают вину на учителя. Вместо этого было бы разумнее проанализировать, как вы организовали досуг малыша. Запомните золотое правило: если у ребенка возникли проблемы с усвоением знаний, первое, что нужно сделать, – снизить нагрузку.
ИДЕАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ
В идеале на протяжении всего периода адаптации к школе, который обычно длится 3–4 месяца, а иногда и целый учебный год, забирать ребенка нужно сразу после уроков. Самый разумный способ занять его досуг – обеспечить умеренную физическую нагрузку. Можно просто гулять два часа, можно отдать ребенка в бассейн или в любительский спортивный кружок. Очень важно, чтобы ребенок много двигался, потому что в школе дети сидят. Это для них настоящее испытание, и они очень сильно от этого устают, а утомившись, плохо усваивают материал.
ОШИБКА №7: ПОДРЫВАТЬ АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ ДАЖЕ В МЕЛОЧАХ
Еще один способ подорвать конструктивный диалог с учителем – на любое его требование продвигать свои собственные затеи. Если вас попросили купить 12 цветных карандашей, вы покупаете 24 карандаша, вам говорят: «Пусть ребенок пишет шариковой ручкой», а вы даете ему гелевую и т. п. Такое непослушание в мелочах показывает, что вы не слышите учителя (а это обидно и неприятно) и подрываете его авторитет в глазах вашего ребенка и его одноклассников. Но это вовсе не ваша «маленькая победа», это ваше поражение, очень крупное и далеко идущее. В первом классе самое главное, чему должен научиться каждый ребенок, – принимать требования учителя и школы. Только твердо усвоив это правило игры, ребенок сможет благополучно адаптироваться к школе и воспринимать ее кодекс адекватно. Педагог должен быть для детей авторитетом, а для этого и вам придется беспрекословно выполнять его требования, даже в мелочах. В противном случае ребенок не сможет воспринимать учителя как транслятора правил и в дальнейшем, на протяжении 11 лет, будет относиться к школе как к каторге.
Комментарии