Когда мы рассчитываем на «хорошее» поведение ребенка, мы совершенно упускаем из виду, что дети организованы неожиданным образом. Мы требуем осознанности, здравого смысла и выдержки. Мы приводим какие-то аргументы, упорствуем, и получаем сомнительный результат: парень по прежнему постукивает бабушкиным сервизом по батарее. Знать особенности процессов, происходящих внутри непостижимого существа, которое бегает по квартире в ваших ботинках — вот что поможет сохранить свое здоровье и даже хорошее настроение на злополучном утреннике.
Память, конечно, нужна нам не только для того, чтобы четко знать, куда именно мы задевали ключи. Память помогает нам копить опыт, узнавать самые разные ситуации, связывать отдельные признаки в понятную картину и предвидеть события, исходя из начальных сигналов. Скажем, угадать по звуку голоса сотрудника ДПС, что он не мир несет, но штраф за неправильную парковку.
Память бывает двух типов: кратковременная (вы быстро воспроизвели разовый пятизначный пин-код, но спустя пять минут ничто не смогло бы вас заставить вспомнить этот набор цифр) и долговременная (она включает в себя кучу важной информации начиная с бессознательной о двигательных навыках и заканчивая строками из письма Татьяны к Онегину, которые вы учили в школе и до сих пор можете продекламировать, если придется). То есть для формирования кратковременной памяти нужно один раз пробежать взглядом по статье в журнале, для долговременной — придется много раз мучить близких вольной трактовкой Пушкина или проигрышем «Собачьего вальса».
Когда речь идет об умственных способностях, к которым относится и память, нельзя пропустить то обстоятельство, что мозг человека сильно растет еще и после рождения. Если у шимпанзе размер мозга после рождения увеличивается в 1,6 раза, то у человека серое вещество вырастает в 4 раза! Долгое детство и три года в декрете нам даны неспроста. Наверное, именно бурным ростом можно объяснить странную работу любимой кудрявой головы.
Особенности работы детской памяти:
1. У детей до трех лет формируются «эмоциональные воспоминания».
Никто не помнит, что с ними происходило в возрасте 6-ти месяцев. Довольно трудно воспроизвести слова нянечки, которая кормила вас в яслях манной кашей в ваши 2 года. И в целом события до трехлетнего рубежа мы знаем лишь по фотографиям и словам мамы, которая почему-то при гостях начинает рассказывать, как вы когда-то описались в автобусе. Однако это не дает нам возможности оставить воспитание малышей на усмотрение судьбы. Оказывается, их бессознательные эмоции запечатлеваются в мозге и даже влияют на всю последующую жизнь.
До трех лет мы не помним ту дурацкую историю в автобусе, потому что до этого времени гиппокамп (это часть мозга, которая участвует в формировании долговременной памяти) еще не созрел. Ученые полагают, что эмоциональные воспоминания могут храниться в миндалине, которая вовсю работает уже у новорожденных. «Гены крысят, которых хорошо кормят, работают иначе, чем гены их однояйцевых близнецов, о которых заботятся хуже, так что в мозге благополучных крысят происходят изменения, ведущие к уменьшению тревожности. Результаты исследования клеток мозга взрослых самоубийц, в детстве ставших жертвами жестокого обращения, заставляют предположить, что подобные явления свойственны и людям,-» пишет научный журналист Рита Картер в своей книге «Как работает мозг».
От того, как мы общаемся с малышом первые годы нашего знакомства, зависит ни много ни мало его благополучие во взрослом возрасте. Пусть в голове человека не отложится, как он когда-то обиделся на погремушку, но то, что он наверняка запомнит — ваше чуткое с ним обращение, доброжелательную интонацию и общее приятное впечатление от окружающего мира.
2. Память ребенка связана с его телесностью.
Если взрослый может долго витать в каких-то абстракциях и не обращать внимание на сырой носок, то дети — напротив — ужасно телесные существа. Мир они постигают ползком, животом под столом, они пробуют на язык всякую дрянь (милый, выплюнь скорее сапожный крем!), хватают руками лягушек и прочий состав лужи, щиплют и кусают приятелей в песочнице, залезают вам на шею и вцепляются в волосы. Основной рывок в деле постижения своего тела приходятся на возраст 3-5 лет. Тогда-то формируются главные двигательные навыки, свойственные человеку, включая кувырки, которые после пригодятся для нижнего брейк-данса.
То, что неочевидно родителю — это то, что психические способности детей сильно взаимосвязаны с их телесностью, ощущениями в пространстве, физикой и сенсорикой. Специалисты по сенсорной интеграции решают сложности психического развития при помощи ванн с фасолью, утяжеленных одеял, кресел-коконов и качелей, и это действительно работает. Есть исследования, которые показывают сильную взаимосвязь, между освоением своего тела и развитием памяти ребенка. Так что если вам важно, чтобы малыш запомнил ценную информацию, увяжите ее с его моторикой, координацией или чувством ритма. Дети усваивают то, что проживают телом.
3. У детей информация быстрее стирается из памяти.
«Неужели ты и правда не помнишь, как ты решал эту задачку у деда на даче прошлым летом?» — да, он правда забыл. Детям сложнее удерживать в памяти события, которые не были окрашены яркими эмоциональными переживаниями, и, как ни удивительно, задачка — не из тех вещей, о которых он будет с ностальгией вспоминать многие годы.
Чтобы вы лишний раз не удивлялись забывчивости ребенка, японско-канадская группа нейробиологов опубликовала результаты своего исследования. Правда эксперименты проводились на мышах, а не на детях, но ученым удалось доказать, что активный рост нейронов стимулирует забывание. Нейроны, конечно, растут бойче у молодых особей, не важно, с хвостом эта особь или с сандаликами. За рост приходится расплачиваться потерей памяти.
В экспериментах сравнивались совсем юные мышата со взрослыми грызунами. И у тех и у других сформировали реакцию страха (лучше даже не узнавать, каким образом), а потом ученым осталось наблюдать, как она стирается. Взрослые мыши помнили об опасности весь следующий месяц, а молодые полностью забыли о ней через две недели.
Родителю это знание поможет успокаивать себя при каждом удобном случае: «Ага, дитя опять забыло сменку! Ну, значит, у него активно растут нейроны!» Кроме того, учитывайте, что сильные потрясения и мыши, и люди не забывают, что бы там ни происходило с их нейронами. Чтобы сведения усвоились ребенком, помогите ему связать их с эмоциональной стороной жизни: пусть факт несет радость или волнение.
4. Детская память работает с задержкой.
Если мы только что вышли со спектакля, мы хорошо помним, что там происходило, но вот уже через неделю, детали исчезнут из памяти. У ребенка картинка перевернутая: сегодняшнее событие он будет лучше помнить лишь спустя несколько дней. Об этом рассказывают ученые из Университета штата Огайо. Исследователи играли с детьми 4-5 лет в игру, где нужно было понимать, как связаны между собой разные объекты. Психологам удалось наблюдать замечательный эффект: информация, которую дети плохо помнили при повторении в первый день, чудесным образом воскресала у них в голове спустя несколько дней.
Так что если вы разочаровались, обнаружив, что ребенок вышел из театра, и уже не знает, кто пел арию Лисички, то тут два варианта: либо он вспомнит об этом через пару дней и вы с удовольствием обсудите спектакль, либо вы водили его на современную постановку для взрослых театралов, и он там неплохо выспался.
Комментарии