10 мифов о развитии речи малыша

10 мифов о развитии речи малыша

ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ СРАЗУ ПОСЛЕ СВОЕГО ПОЯВЛЕНИЯ НА СВЕТ, А ОСНОВЫ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧИ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ С РОЖДЕНИЯ. ВСЕ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША? ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

УТВЕРЖДЕНИЕ №1: С МАЛЫШОМ ВАЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ ЕЩЕ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ.

Верно! Сегодня уже признанный факт: ребенок способен узнавать голос матери задолго до своего появления на свет. Ученым даже удалось доказать, что младенцы до рождения охотно слушают сказки! В одном из исследований грудные дети узнавали сказку, которую матери читали им до рождения. Когда они слышали знакомую сказку, их сердечный ритм замедлялся. Можно сказать, что зародыш любит то, что ему знакомо, – это его успокаивает. Однако не стоит активно использовать внутриутробный период, чтобы добиться ускоренного развития малыша. Некоторые родители проявляют слишком большое рвение, читая зародышу сложную научно-популярную литературу, включая классическую музыку и держа наушники у маминого живота… Пока ни одно исследование не показало, что дети, которым родители до рождения напевали арии из опер или читали энциклопедию, оказывались впоследствии более развитыми. А ставя наушники на живот матери, мы рискуем сбить естественный ритм сна ребенка.

УТВЕРЖДЕНИЕ №2: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С МАМОЙ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Верно! Младенец готов к контакту, едва появившись на свет. У детей есть врожденная способность реагировать на мимику людей – каждый, у кого есть возможность понаблюдать за новорожденным младенцем, может в этом убедиться. Малыши, которым всего несколько часов или дней от роду, уже копируют поведение взрослых. Подойдите к ребенку, наклонитесь над ним и высуньте язык, покачайте головой или подмигните – и вы увидите, что он сделает. Даже когда вы прекратите эту имитацию, малыш попытается продолжить ее, повторяя те движения, которыми вы только что обменялись. Вы убедитесь, что ваш новорожденный может намного больше, чем просто есть и спать. Он вступает в коммуникацию и учится у вас с первых дней своей жизни. Исследования показывают, что грудные дети с рождения способны различать наши эмоции и даже подражать выражениям наших лиц. В одном из экспериментов младенцам, которым исполнилось всего 36 часов, показывали разные лица. Просмотрев видеозапись, эксперты по движениям лба, глаз и рта новорожденных смогли сказать, каким выражениям подражают малыши. Дети явно предпочитали положительные эмоции!

УТВЕРЖДЕНИЕ №3: НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ ОСВАИВАЮТ РЕЧЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗДНЕЕ СВЕРСТНИКОВ.

Верно и неверно. Родители часто делают ошибку, сравнивая развитие ребенка, родившегося на сроке до 37 недель, с развитием ровесников, родившихся в срок. До двух лет для недоношенных малышей действует правило: надо вычитать возраст недоношенности. То есть в два года развитие ребенка будет соответствовать одному году 10 месяцам. Существует масса различных методик, но главный принцип: вашему малышу нужно еще больше внимания, времени, общения и заботы, чем ребенку, прошедшему весь гестационный период. Если же вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно: консультации специалистов: невролога, логопеда, детского психолога – не будут лишними. При этом нередки случаи, когда дети, родившиеся на несколько недель раньше срока, ничем не уступают в развитии другим малышам.

УТВЕРЖДЕНИЕ №4: ВСЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ.

Неверно! Развитие речи проходит по-разному, это очень индивидуальный процесс. У некоторых детей долго формируется фразовая речь, зато к двум годам они осваивают произношение всех звуков родного языка. Другие малыши рано начинают произносить длинные фразы, но не выговаривают многих звуков. Некоторые детишки много и с удовольствием говорят, но используют всего несколько слогов, и часто только мама может понять, что они сказали. Многое зависит от здоровья ребенка, его пола, темперамента, а также от того, как родители общаются с ребенком, сколько с ним занимаются, играют. Например, дети с хорошо развитой моторикой раньше начинают говорить и быстрее овладевают речевыми навыками. Детишки, с которыми после года-полутора родители продолжают разговаривать на «особом» младенческом языке, который взрослым иногда кажется очаровательным, могут иметь сложности с освоением языка. В целом считается, что ребенок, не имеющий проблем со слухом и восприятием речи, с которым взрослые достаточно общаются, начинает говорить к 14–18 месяцам. Не следует постоянно экзаменовать ребенка и сравнивать его с другими детьми, особенно с родными братьями и сестрами. Но если в 2 года ваш малыш вообще не говорит, необходима консультация специалиста.

УТВЕРЖДЕНИЕ №5: СЮСЮКАНЬЕ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ ВЕДЕТ К ТРУДНОСТЯМ В ОСВОЕНИИ РЕЧИ.

Верно! Сюсюкая, вы упрощаете слова и словосочетания, намеренно их искажаете. В целом коверканье слов и чрезмерное употребление уменьшительных форм слов мешает полноценному развитию речи. В год ваш ребенок уже вполне готов к освоению «взрослой» речи. Нестрашно, если ребенок называет кошку «киса», со временем он привыкнет называть ее правильно, если будет слышать дома правильную, грамотную речь. Поэтому обязательно обращайте внимание на то, что и как вы говорите.

УТВЕРЖДЕНИЕ №6: ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРАВИЛЬНО ПОВТОРЯЕТ СЛОВА, У НЕГО НЕ БУДЕТ ТРУДНОСТЕЙ С РЕЧЬЮ.

Неверно! Если малыш повторяет слова как попугай, это может быть как возрастной нормой, так и сигналом проблем в будущем. Повторение слов или фраз – эхолалия – до трех лет часто возникает, когда ребенок учится говорить и имитирует чужую речь. В более взрослом возрасте этот симптом требует обращения к специалисту.

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ РЕБЕНКОМ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ С ОСТАНОВКАМИ. НО ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЕРЕСТАЕТ ГОВОРИТЬ СЛОВА, КОТОРЫЕ УЖЕ ЗНАЕТ, ОБРАТИТЕСЬ К ПЕДИАТРУ.
УТВЕРЖДЕНИЕ №7: ЗАИКАНИЕ – ЭТО ПРОСТО ПОВТОРЕНИЕ ЗВУКОВ («ПИ-ПИ-ПИРОГ»).

Неверно! При заикании происходит непроизвольное сокращение речевых мышц, при котором речь блокируется. У ребенка возникает физическое напряжение, появляются гримасы или тик, прерывается дыхание. Этого не происходит при простом повторении первых звуков слова. При заикании в органах артикуляционного аппарата возникают судороги, которые приводят к нарушению плавности речи. Иногда это происходит из-за недостаточной подготовленности речевых органов (гортани, голосовых связок, нижнего нёба, языка) к речи. Сильные психоэмоциональные потрясения становятся причиной заикания приблизительно в 15% случаев. Заикание создает трудности при общении, но в отличие от дислексии не вызывает проблем в обучении, не ведет к трудностям в освоении письма и чтения. Многие заикающиеся дети прекрасно учатся в школе. При лечении заикания ребенок учится говорить на выдохе, медленно и спокойно. Родителям необходимо также перейти на медленный темп речи при разговоре с ребенком, не торопить, не заканчивать за него фразы, учиться понимать его. Для этого нужно выделять для занятий и общения достаточно времени, осваивать дыхательные упражнения, учиться держать себя в руках. При этом необходим постоянный контроль логопеда.

УТВЕРЖДЕНИЕ №8: ПЕТЬ ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ И ПОВТОРЯТЬ СЧИТАЛОЧКИ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РЕЧИ.

Верно! Это расширяет словарный запас, развивает память и воображение, побуждает ребенка к выражению своих мыслей и эмоций, учит творческому обращению со словом – рифмовать, составлять фразы, придумывать ассоциации. Для развития очень полезно многократное повторение примитивных действий: это и завораживающая игра, и тренировка. Считалки, потешки, скороговорки незаменимы для развития памяти, внимания, воображения, совершенствования произношения (поэтому их так любят логопеды). Кроме того, любой стишок или песенка, который нравится малышу, помогает сделать изучение языка приятным и веселым занятием. А считалка к тому же уникальный жанр: это одновременно короткая смешная история, игра, загадка и просто приятное сочетание звуков, которое хочется повторять еще и еще. Малышей вообще завораживают рифма и ритм, а в распевании считалки есть еще и удовольствие от предвосхищения эффектной концовки. Если же вы хотите разнообразить репертуар вашего малыша – попробуйте игру в рифмы: он, скорее всего, будет в восторге.

УТВЕРЖДЕНИЕ №9: ДИСЛЕКСИЯ – ЭТО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Неверно! Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения. Как правило, нарушение связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквам или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Дислексия может быть выявлена до школы, когда ребенок начинает учиться читать и писать и у него возникают специфические сложности: например, он не может запомнить, как правильно подписать свое имя под рисунком или повторяет одни и те же ошибки при чтении простого текста.

УТВЕРЖДЕНИЕ №10: У РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ ПЛОХО ГОВОРИТ, БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ОБЩЕНИЕМ.

Верно! Социализация без языка невозможна! Дети достаточно остро реагируют на несовершенство произношения сверстников, и это может стать причиной изоляции и даже травли ребенка уже в старшей группе детского сада. Ребенок, оказавшийся в социальной или эмоциональной изоляции, замыкается в себе, это часто ведет к проблемам в поведении. Именно поэтому ранние консультации у логопеда позволяют избежать сложностей в общении со сверстниками в дальнейшем. Чем раньше будут выявлены проблемы со слухом, тем меньше последствий для речевого развития они будут иметь.

Метки записи:  , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>