Профориентация старшеклассников

Профориентация старшеклассников

В большинстве учебных заведений сегодня уделяется достаточное внимание профориентации мальчиков и девочек старшего возраста, ведь это мероприятие является очень важным и нужным. Еще в период обучения в школе ребенок должен определиться с выбором будущей профессии и образа жизни, причем сделать это так, чтобы через некоторое время ему не пришлось жалеть о принятом решении.
Очень часто старшеклассники начинают склоняться к той или иной профессии, исходя исключительно из собственных интересов и предпочтений. При этом дети не в состоянии адекватно оценить, соответствуют ли их физические данные, интеллектуальный потенциал и психофизиологические особенности требованиям, которые предъявляются к работникам выбранной сферы.
Именно это и является основной задачей, которую ставят перед собой педагоги и психологи, проводящие различные игры и занятия по профориентации для старшеклассников. В результате подобных мероприятий мальчики и девочки должны определиться, к какому виду деятельности они больше всего расположены, и в какой профессии они смогут состояться. В данной статье мы расскажем вам, какая программа по профориентации старшеклассников сегодня реализуется в большинстве школ, и как можно помочь своему ребенку определиться с выбором будущей профессии.
Обязательная программа по профориентации старшеклассников
Во время занятий, направленных на профориентацию ребят старшего школьного возраста, педагогом-психологом должны быть обязательно затронуты следующие темы:
Исследование желаний, склонностей и личностных предпочтений каждого ребенка.
Анализ физических и интеллектуальных способностей ребят.
Изучение различных сфер деятельности и профессий.
Анализ ситуации на рынке труда, оценка вероятности поступления в учебное заведение для получения профильного образования.
Непосредственно выбор профессии.

Ребята школьного возраста, в том числе и те, которые обучаются в старших классах, гораздо легче воспринимают любую новую информацию, если она подана в форме веселого развлекательного мероприятия или игры. Далее мы предлагаем вашему вниманию интересную игру и тест, которые помогут юношам и девушкам определиться с будущей профессией.

Игры по профориентации для старшеклассников

В работе педагогов и психологов может использоваться деловая игра по профориентации старшеклассников под названием «Лабиринт выбора». Первую часть этого мероприятия представляет собой пресс-конференция, во время которой каждый из учеников должен презентовать остальным ребятам свою будущую профессию. Далее в процессе игры всех ребят необходимо разделить на пары, в которой каждый из участников должен убедить оппонента в том, что его профессия гораздо интереснее и важнее.
Самое популярное и полезное мероприятие по профориентации для старшеклассников – это специальный тест. Существует довольно много видов подобных исследований, каждое из которых предназначено для выявления личностных особенностей ребенка, его склонностей и предпочтений, уровня интеллектуального развития и так далее.

В частности, для определения того, в какой сфере лучше всего работать ребенку, нередко применяется методика Йовайши Л.А. Опросник этого автора выглядит следующим образом:

Что важнее: создавать материальные блага или много знать?

Что вас больше всего привлекает при чтении книг: яркое изображение смелости и храбрости героев или прекрасный литературный стиль?

Какое награждение вас больше бы обрадовало: за общественную деятельность на общее благо или за научное изобретение?

Если бы вам была предоставлена возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали: директора универмага или главного инженера завода?

Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: то, что они выполняют общественно-полезную работу, или то, что они несут людям искусство и красоту?

Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение: физическая культура или физика?

Если бы вы были директором школы, на что бы вы обратили большее внимание: на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива или на создание необходимых условий и удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)?

Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах: их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны) или цвет и совершенство формы?

Какие черты характера в человеке вам больше нравятся: дружелюбие, чуткость и отсутствие корысти или мужество, смелость и выносливость?

Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время: опытам по физике, химии или занятиям по литературе?

Вы бы охотнее поехали: как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны или как известный спортсмен на международные соревнования?

В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность: статья о новой научной теории или статья о машине нового типа?

Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание: внешнее оформление колонн (знамена, одежда) или слаженность ходьбы, бодрость и грациозность участников парада?

Чем бы вы охотнее занялись в свободное время: общественной работой (на добровольных началах) или чем-либо практическим (ручным трудом)?

Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели: выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии) или выставку новых продовольственных товаров?

Если бы в школе было только два кружка, какой бы вы выбрали: музыкальный или технический?

Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: на спорт, так как это необходимо для укрепления здоровья учащихся, или на их успеваемость, так как это нужно для их будущего?

Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали: литературно-художественные или научно-популярные?

Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла: «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер) или работа с машинами?

Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее: подготовить учащихся к практической деятельности и научить их создавать материальные блага или подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

Какие выдающиеся ученые вам больше импонируют: Менделеев и Павлов или Попов и Циолковский?

Что важнее дня человека: жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство или создавать свой благополучный, удобный быт?

Что важнее для благополучия общества: техника или правосудие?

Какую из двух книг вы с большим удовольствием читали бы: о развитии промышленности в нашей республике или о достижениях спортсменов нашей республики?

Что принесет обществу больше пользы: изучение поведения людей или забота о благосостоянии граждан?

Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.). Считаете ли вы необходимым: создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту, или же впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей?

Какие лекции вам бы больше понравились: о выдающихся художниках или ученых?

Какого характера научную работу вы бы выбрали: работу на свежем воздухе в экспедиции или работу с книгами в библиотеке?

Что бы вас больше всего заинтересовало в печати: сообщение о состоявшейся художественной выставке или сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи?

Вам предоставляется выбор профессии: какой из них вы бы отдали предпочтение: малоподвижной работе по созданию новой техники или физической культуре или другой работе, связанной с движением?

Школьник, который проходит тест, должен оценить 2 утверждения по каждому вопросу и понять, какое из них ему ближе. Ответы интерпретируются по следующим шкалам:

Сфера работы с людьми. Если среди ответов школьника на вопросы под номерами № 6, 12, 17, 19, 23, 28 преобладают первые утверждения, а на вопросы № 2, 4, 9, 16 – вторые, — ему лучше отдать предпочтение таким профессиям, как учитель, воспитатель, экскурсовод, психолог, менеджер, следователь.

Сфера умственного труда. Ребенок, который тяготеет к этой области, должен преимущественно выбирать первые утверждения при ответе на вопросы № 4, 10, 14, 21, 26 и первые – в вопросах № 7, 13, 18, 20, 30. В этом случае ему лучше всего работать инженером, юристом, архитектором, врачом, экологом и так далее.

Склонность к сфере технических интересов определяется по ответам на вопросы № 1, 3, 8, 15, 29 (в них ребенок должен выбрать первые утверждения) и № 6, 12, 14, 25, 26 (вторые). При таких ответах старшекласснику нужно искать свое призвание среди таких профессий, как водитель, программист, радиотехник, технолог, диспетчер и других.

Будущие работники сферы эстетики и искусства выбирают первые утверждения при ответе на вопросы № 5, 11 и 24 и вторые на № 1, 8, 10, 17, 21, 23 и 28. Этим ребятам можно попробовать стать артистами, художниками, писателями, флористами, кондитерами.
мероприятие по профориентации для старшеклассниковСфера физического труда и подвижной деятельности определяется следующими ответами – выбор первых утверждений в вопросах № 2, 13, 18, 20 и 25 и вторых – в вопросах № 5, 15, 22, 24 и 27. Так отвечают будущие спортсмены, фотографы, продавцы, бармены, ремонтники, почтальоны, дальнобойщики и так далее.

Наконец, будущих работников сферы материальных интересов можно выявить по ответам на вопросы № 7, 9, 16, 22, 27, 30 (первые утверждения) и № 3, 11, 19, 29 (вторые). Такие ответы выбирают ребята, которые смогут работать бухгалтерами, экономистами, маркетологами, брокерами, индивидуальными предпринимателями.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>