Не бойся, я с тобой!

Не бойся, я с тобой!

Влиться в социум и научиться ладить с окружающими чрезвычайно важно для психического и эмоционального развития ребенка. Но нередко дети испытывают тревогу перед «чужаками». А зачастую реагируют бурными протестами и криками, чувствуя страх перед посторонними людьми.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ
В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей и вслушиваются в их речь, с радостным интересом находятся в людных местах. Однако примерно в 7−8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок с оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, с гуканьем встречал соседей и родственников, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приезжающей изредка навестить младенца, и наотрез отказался обнять ее. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой. Нередко мамы стыдливо пытаются оправдаться перед родственниками и друзьями, параллельно пытаясь уговорить малыша улыбнуться и «пойти на ручки к тете». И напрасно! Подобные эмоциональные всплески абсолютно нормальны для годовалых младенцев. Более того, страх перед посторонними – естественная фаза развития, означающая, что малыш стал разделять людей на «своих» и «чужих». Это, выражаясь проще, своеобразное проявление врожденного инстинкта самосохранения.

В ПЕРИОД, КОГДА ВЫ ПРИУЧАЕТЕ МАЛЫША К ДЕТСКОМУ САДУ ИЛИ НЯНЕ, НЕ СТОИТ ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ОТПУСК ИЛИ ПЕРЕЕЗЖАТЬ В НОВУЮ КВАРТИРУ. НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ДАЖЕ МЕНЯТЬ КОЛЯСКУ ИЛИ КРОВАТКУ. ЛЮБЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ МОГУТ ОСЛОЖНИТЬ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
Научные исследования показали, что в компании посторонних или в отсутствие матери у малышей с 9 до 12 месяцев повышается количество кортизола (гормона стресса) в крови, поскольку в обществе новых людей ребенок ощущает смятение и панику. Защитный механизм включается и когда младенец остается без мамы, даже на небольшой период времени. В данной ситуации первостепенная задача родителей – сформировать у малыша чувство защищенности: взять на руки, обнять, приласкать, утешить добрым словом. В людные места ребенка можно носить в «кенгуру» или слинге – телесный контакт с мамой создает ощущение комфорта, дарит спокойствие и уют. Если вы ждете гостей, обязательно сообщите им о возможных негативных реакциях крохи, объясните, что в период с 7−9 месяцев до 2−3 лет дети становятся боязливыми и робкими. Фраза: «Он теперь всех боится» – универсальна и сразу устранит возникшую неловкость.

ШАГ ЗА ШАГОМ
Главное – действовать дипломатично. Не стоит журить малыша, если он капризничает в обществе посторонних, даже если это вовсе не посторонние, а близкие родственники. Для младенца люди, которых он видит не чаще 1 раза в неделю, – чужие. Наседать на кроху, уговаривая обнять малознакомого человека, бессмысленно и вредно – у ребенка только повысится уровень тревожности, и при регулярных «пытках общением» малыш невротизируется, но никак не раскрепостится. Не акцентируйте внимание на страхе ребенка, и постепенно к 2−3 годам он исчезнет сам собой. Постарайтесь не отдавать ребенка в сад, пока малыш психологически не готов отпустить вас. Ранний отрыв от матери грозит усугублением страхов и возникновением различных психологических трудностей. Впрочем, иногда встречаются ситуации, когда мама вынуждена отдать кроху в ясли в 1−1,5 года. В этом случае важно обеспечить мягкую, деликатную адаптацию к новым условиям. Договоритесь с администрацией садика, что первое время будете находиться вместе с ребенком. Затем, когда малыш освоится, начинайте оставлять кроху: на часок, потом на 2−3 часа, потом на полдня, чутко реагируя на малейшие проявления страха, неуверенности или тревоги. Так малыш потихоньку привыкнет к воспитателям и детям, перестанет воспринимать их как чужих, вольется в коллектив и будет относиться к расставанию спокойно. Точно так же следует вести себя с няней: сначала присутствовать при ее визитах, затем оставлять кроху наедине с ней на 15 минут, на полчаса, на час и т. д. по нарастающей. При каждом расставании можно использовать особый ритуал: няня машет игрушкой или протягивает младенцу определенный предмет – всегда один и тот же, чтобы задобрить и привлечь малыша. Через пару недель ребенок полностью привыкнет к новому человеку, и вы сможете выйти на работу.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ
ОТСУТСТВИЕ СТРАХА ПЕРЕД НЕЗНАКОМЦАМИ В ВОЗРАСТЕ 1-2 ЛЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАКОМ АУТИЗМА. МАЛЕНЬКИЕ АУТИСТЫ БЕЗ ОПАСЕНИЙ ИДУТ НА РУКИ К ЧУЖИМ ЛЮДЯМ, ПОТОМУ, ЧТО НЕ ДИФФЕРЕНЦИРУЮТ ЛЮДЕЙ НА «БЛИЗКИХ» И «ПОСТОРОННИХ». ТАКИЕ МАЛЫШИ НЕАДЕКВАТНО РЕАГИРУЮТ НА ПОЯВЛЕНИЕ ИЛИ УХОД РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ЗАМЕЧАЮТ ИХ ОТСУТСТВИЯ, ЖИВУТ, СЛОВНО В «ВАКУУМЕ», НЕ ВПУСКАЯ В СВОЙ МИРОК ДАЖЕ РОДНЫХ. АУТИЗМ — СЕРЬЕЗНОЕ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, И ВАЖНО ВЫЯВИТЬ ЕГО НА РАННИХ СТАДИЯХ. ТАК, ЕСЛИ МАЛЫШ В ПЕРИОД 9-12 МЕСЯЦЕВ НЕ РЕАГИРУЕТ НА ПОЯВЛЕНИЕ ПОСТОРОННИХ, НЕ ТЯНЕТСЯ К МАМЕ, НЕ СМОТРИТ В ГЛАЗА ВЗРОСЛЫМ, НЕ ПРОЯВЛЯЕТ ИНТЕРЕСА К ОБЩЕНИЮ, — ОБРАТИТЕСЬ К НЕВРОПАТОЛОГУ.

ПРОЯВИТЬ ТАКТИЧНОСТЬ
Иногда страх перед посторонними возникает вследствие пережитого стресса. Например, в раннем детстве ребенок попал в больницу, где находился без мамы. Подобные испытания могут вылиться в патологические страхи перед взрослыми, в особенности перед врачами и медсестрами. В обществе чужих людей малыш может становиться крайне беспокойным, плаксивым или, наоборот, заторможенным, молчаливым. Уговаривать или позорить (особенно прилюдно) ребенка жестоко и нецелесообразно: кроха закроется, перестанет доверять родителям, но не станет смелее. Особенно грешат укорами в «трусости» и «забитости» отцы, мечтающие видеть своего малыша активным, смелым и с раздражением воспринимающие любые проявления «слабости», не понимая, что психика ребенка крайне уязвима. От презрительных насмешек или сердитых высказываний у малыша к страху прибавится еще и стыд за собственную «трусость», что усложнит ситуацию, ведь теперь проблема станет двойной: малышу придется избавляться не только от страха, но и доказывать себе и окружающим свою состоятельность.

НИКОГДА НЕ КРИТИКУЙТЕ И НЕ ВЫСМЕИВАЙТЕ МАЛЫША ЗА СТРАХ ПЕРЕД НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ. И НЕ ИЗВИНЯЙТЕСЬ ЗА ЕГО «ДИКОВАТОЕ» ПОВЕДЕНИЕ ПЕРЕД ЧУЖИМИ: ИЗВИНЯТЬСЯ ВАМ НЕ ЗА ЧТО.

Помочь в преодолении глубинных страхов можно лишь поддержкой, заверениями, что понимаете опасения малыша, осознаете, как тяжело крохе, никогда не оставите его в трудной жизненной ситуации и всегда спасете положение. Малыш должен ощутить, что его переживания воспринимают всерьез, сочувствуют и сострадают. Тогда у ребенка родится уверенность, что вместе с мудрыми, понимающими и сильными родителями он все сумеет преодолеть. Эффективны также рассказы взрослых о собственных детских страхах и способах их успешного преодоления. Малыш получит важную установку: папа (или мама) тоже боялись, когда были маленькими, но сумели справиться, научились контролировать страх. Кроме того, большим подспорьем могут стать ролевые игры, в которых стоит проигрывать бытовые ситуации, тревожные для малыша. Так, можно ставить кукольные сценки про зайчишку. Например, если ребенок боится оставаться без мамы, ни минуты не может находиться в одиночестве, можно показать мини-спектакль: зайчонок опасался оставаться один, однако мама-зайчиха его уговорила и ушла. Когда она отлучилась, зайке стали мерещиться… (что − проговорите вместе с ребенком), но все же зай-чонок придумал, чем себя занять, и избавился от тревоги. Продемонстрируйте, как мама по возвращении хвалила малыша за смелость. В том случае, если кроха боится посторонних, можно разыгрывать сценки про Потеряшку: щенок пошел на прогулку вместе с хозяином и… потерялся. Важно зафиксировать внимание ребенка на моменте, когда щенок потерялся, что он почувствовал. Малышей постарше можно попросить изобразить мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся. Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный щенок встретил добрых персонажей, которые сочувствовали ему, помогали и в конце концов вместе нашли дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, − замечательными и отзывчивыми. Помните, что давление создает дополнительное сопротивление, и только родительская поддержка, внимание и такт помогут малышу побороть страхи, раскрыться и научиться доверять окружающим.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>