КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ
Не стоит постоянно сравнивать вашего малыша с другими детьми, развитие каждого ребенка протекает индивидуально. Разумеется, существуют определенные нормы физического, психического и интеллектуального развития ребенка, но они могут варьироваться в зависимости от многих факторов – от размеров тела до наследственности. К примеру, крупным и тяжелым малышам требуется больше времени для освоения координации движений, им сложнее держать равновесие, чем легковесным детям.
По общепринятому среди медиков мнению, ребенок считается «поздноходящим», если он пошел не раньше 15 месяцев. В то же время каждый десятый малыш делает свои первые шаги в период от 15 до 18 месяцев. В этом возрасте ребенок развивается сразу в нескольких направлениях: исследует окружающий мир, учится жестам, имитации звуков. Если кроха больше сосредоточен на интеллектуальном развитии, физическое может слегка запаздывать.
Интересно, что наличие братьев и сестер играет роль в проявлении навыков ходьбы. Так, дети, у которых есть старшие братья или сестры, начинают ходить раньше малышей, единственных в семье.
Если малыш до сих пор не встал, но очень старается (приподнимается, пытается ходить, держась за предметы), а помимо этого, делает успехи в других областях (понимает обращенную к нему речь, произносит звуки, самостоятельно кушает) – то поводов для беспокойства нет. Но если у ребенка имеются серьезные «пробелы» сразу в нескольких областях, стоит записаться на консультацию к невропатологу: он после обследования направит к физиотерапевту. Чаще всего после прохождения курса физиотерапии ребенок начинает ходить.
ПОЛЗКОМ-ПОЛЗКОМ
Хорошо ползающие дети часто начинают ходить позже сверстников. При ползании задействованы мышцы рук, запястья, локти, плечи, позвоночный столб, а при ходьбе работают берда, ягодицы и ноги, поэтому прямой взаимосвязи между ползанием и первыми шагами не существует.
Некоторые дети ползают уже в 5−6 месяцев, но еще долго не желают ходить. Другие малыши осваивают ползание поздно, но зато быстрее переходят на стадию ходьбы. А некоторые ребятишки (около 7%) не ползают вовсе, «перепрыгивают» этот этап и сразу начинают ходить. Хотя специалисты считают, что ползание – важнейшая стадия развития и, если ребенок ее перескочил, необходимо пройти коррекционный курс у нейропсихолога.
Если же ребенок ползает «по-пластунски» или «подволакивает» ногу – это в порядке нормы. Но в том случае, когда годовалый малыш вообще мало двигается, не переворачивается, не встает самостоятельно, не пытается ходить или ползать, обязательно обратитесь к врачу. Возможно, у ребенка мышечная слабость или проблемы с координацией. Впрочем, эти неприятности вполне можно преодолеть с помощью физиотерапии.
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД
Годовалый ребенок чего-то не делает не потому, что «не хочет», а потому, что «не может». Одни дети в возрасте года увлечены изучением окружающего мира, любят исследовать новые пространства; другие сфокусированы на развитии моторики, подолгу готовы вставлять кубики в отверстия развивающих игрушек и вынимать их обратно; третьи могут часами простаивать возле песочницы, наблюдая за игрой других детей. Каждый малыш с рождения наделен определенным характером и темпераментом, поэтому и развиваются все по-разному. Кроме того, известно, что дети развиваются «скачками»: сегодня вы не видели даже намеков на новое умение, а завтра ребенок «вдруг» стал садиться или говорить. Но на самом деле к этому «вдруг» малыш долго готовился. К примеру, вы можете даже не подозревать, что в данный момент ваш ребенок собирается с силами и через неделю начнет ходить. А это не так-то просто! Для этого малышу нужно научиться группироваться, держать равновесие, понять, как высоко следует поднимать ножки и т. п.
Подготовьте «площадку для тренировок». Выделите малышу место, где он сможет безопасно перемещаться, разложите игрушки и поставьте рядом устойчивые кресла или столики, за которые кроха сможет держаться.
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Если малыш хорошо ходит, не беда, что у него «ноги колесом». Почти все дети рождаются с кривыми ножками, что объясняется их положением в утробе матери: лодыжки перекрещены, колени согнуты. Но лишь в самых редких случаях это ведет к серьезным последствиям. Как правило, годам к двум мышцы ног укрепляются, и ножки становятся прямыми. Однако старайтесь регулярно показывать ребенка ортопеду, чтобы он следил за формированием походки.
Иногда родителей беспокоит, что кроха периодически ходит на носочках, перемещая весь свой вес на подушечки пальцев ног. В большинстве случаев переживать не стоит: дети частенько забавляются, играя с собственным телом. Однако если кроха ходит на носочках постоянно, необходимо проконсультироваться с педиатром – это может быть признаком короткого пяточного (ахиллова) сухожилия или неврологического расстройства.
В ОБУВНОЙ МАГАЗИН
Задуматься о выборе функциональной детской обуви необходимо с момента, когда ребенок начинает вставать, поскольку возникает нагрузка, при которой стопы должны находиться в правильном положении.
Очень важно в этот период получить консультацию специалиста врача-ортопеда, чтобы понять, какой тип обуви предпочтителен именно для вашего малыша. Ведь необходимо учитывать не только особенности стоп, но и общую форму нижних конечностей, позвоночника, неврологический статус.
Иногда нужно немного скорректировать стандартную обувь дополнительными стельками или набойками. А в некоторых случаях требуется даже индивидуальное изготовление обуви на протезно-ортопедических предприятиях. Впрочем, подобные ситуации встречаются редко.
Но даже если ребенок абсолютно здоров, совет специалиста не помешает. Выбирая детскую обувку, помните, что в детских башмачках обязательно должны присутствовать три составляющие: супинатор, жесткий задник и каблук. И никогда не покупайте обувь «на вырост» − в несоразмерно большой обуви ребенку неудобно ходить, он спотыкается, падает, стопа скользит и деформируется. Обувь должна идти «размер в размер».
Комментарии