Что должен уметь будущий первоклассник

Что должен уметь будущий первоклассник

Уметь читать и считать – это еще не самое главное для ребенка. Что должны знать родители?
Как и всех родителей, вас волнует вопрос, хорошо ли малыш подготовлен к обучению. Возможно, из-за постоянной занятости на работе вы полагались на развитие необходимых навыков у ребенка в детском саду. Тех взрослых, чей ребенок не посещал дошкольного воспитательного заведения, беспокоит и другой не менее важный вопрос: легко ли будет малышу в коллективе сверстников? Подобные опасения уместны, когда дети с трудом адаптируются в незнакомом им кругу людей.

К сожалению, некоторые родители, задавая себе вопрос, готов ли ребенок к школе, имеют в виду совсем другое – обеспечен ли он необходимой одеждой и обувью, книгами и канцелярскими принадлежностями, есть ли у него свое место для занятий… Понятно, что обо всем этом тоже следует позаботиться заблаговременно. Но, как считают психологи, почти все взрослые забывают о главном: когда у ребенка завершается дошкольный период, он оказывается в гораздо менее снисходительном большом мире.

1 сентября каждый «чудо-малыш» как бы выбрасывается из родительского дома в суетливую школьную жизнь. Чтобы ваш ребенок не оказался в школе и на улице беспомощным младенцем, а вам не приходилось постоянно вмешиваться в его отношения с учителями, другими мальчиками и девочками, необходимо представить себе, что вас и ребенка ожидает в ближайшем будущем.

К чему должны быть готовы родители

Родителям предстоит как бы заново познакомиться со своим ребенком – с ним скоро произойдут такие огромные изменения! Ребенок должен сам принимать решения и общаться с людьми.

Теперь он соблюдает правила и обычаи большого мира – школы, двора, улицы. Он получает разнообразные поручения, сам делает какие-то покупки. Ребенок познает, что закон – не только родительские запреты, но и школьный распорядок, правила дорожного движения, установки, принятые другими детьми.

Всё, что ребенок раньше принимал как должное, теперь подвергается испытанию и сравнениям. По мере того как растет знакомство с нормами поведения, возрастает искушение их нарушить – пропустить урок, перейти улицу не по переходу, выругаться, подраться с кем-то и т. п.

Ребенок по-новому начинает относиться к ровесникам, «обкатывая» острые углы. Он может серьезно страдать от предательства или отчуждения. Лучший друг внезапно заводит еще одного товарища, и, даже если это временно, боль от измены остра и реальна.

Школьные друзья создают более насыщенную, богатую и не всегда благоприятную эмоциональную среду. Учитель пользуется огромным авторитетом, отчасти занимая место родителей. Поэтому иногда на грани нервного срыва, в форме протеста ребенок воспринимает «нечестное» обращение с ним: «Учительница несправедливая!», «Она обманула!», «Так нечестно!..».

Вместе с чувством справедливости возникает и развивается более тонкое чувство – сострадание (желание защитить слабого, готовность выдержать определенные испытания и лишения ради кого-то или чего-то).

Ребенок склонен расценивать храбрость и смелость как добродетель, достойную восхищения и подражания, даже если они проявляются в опасных для жизни формах, например, чтобы совершить что-то недозволенное, уйти или забраться куда-то.

Невозможно перечислить все метаморфозы ребенка, потенциальные опасности, подстерегающие первоклассника. Ясно одно: вам следует вооружить его особыми знаниями, дать ему социально-психологическую подготовку к выходу в реальную жизнь.

Психологический тренинг

У ребенка нет способов отличить истину от обмана, хорошего человека от плохого – многие явления в его представлении по-детски искажены; он еще верит в существование Деда Мороза и всемогущество родителей.

Тем не менее, переступив порог школы, он уже станет хозяином своей жизни. И не так важно, станет он отличником или троечником, лидером или ведомым, главное – чтобы он был физически и психически здоровым человеком. В его сознании должны наметиться собственные способы поведения при различных обстоятельствах. По крайней мере, родителям необходима уверенность, что малыш способен на выживание в критических ситуациях.

Лето перед школой – самое подходящее время для проведения социально-психологической подготовки ребенка. Темы бесед и практических занятий могут быть примерно такими:

Учитель – обычный человек, имеющий достоинства и недостатки, симпатии и антипатии.
Главное – не оценки, а знания.
Скажи, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Какие бытовые приборы и каким образом можно включать.
Как пользоваться лифтом и ключами от квартиры.
Поведение в экстремальных ситуациях дома и на улице.
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Что делать, если на пути злая собака.
Правила безопасности на дорогах.
Поведение в общественном транспорте и т. д.

«Эталон» первоклассника
Что знает и умеет семилетний ребенок? Если вы спросите об этом родителей, то услышите самые различные ответы: «Сережа считает только до десяти, но знает весь алфавит»; «Катя читает с четырех лет, пишет печатными буквами»; «Павлик решает задачи, считает до тысячи и обратно, а вот сложить буквы в слоги никак не может» и т. д.

Среди учителей начальных классов существуют прямо противоположные точки зрения.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>