Религиозное воспитание

Религиозное воспитание

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно — всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения. Ве­рующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы — большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Вопреки распространенному мнению нет никаких доказательств, что как религиозное, так и атеистическое воспитание способно оказать заметное влияние на психологическую уравновешенность ребенка или взрослого человека. Речь идет о выборе, который делают РОДИТЕЛИ, а не о рекомендации психолога! В любом случае воспитание окажется благотворным или приведет к печальным последствиям в зависимости от того, КАК оно будет проводиться. Человек может быть фанатичным в отстаивании своих религиозных взглядов и, наоборот, в борьбе с религией. Так, родители могут испортить отношения с детьми, если будут насильно заставлять их выбрать тот или иной путь. Ребенок может страдать из-за сурового религиозного режима и, напротив, чувствовать себя отвергнутым родителями, если никто в доме не будет исповедовать никакой религии. Так или иначе он неизменно получает какое-то представление о Боге от своих товарищей и испытывает унижение, когда родители говорят ему, что все это такие понятия, разобраться в которых ему еще не по силам. Он может чувствовать себя несчастным и когда его насильно отправляют на урок катехизиса, и когда оказывается единственным во всем квартале, кто не ходит на эти уроки. Он может ощущать себя отвергнутым родителями из-за того, что не разделяет их религиозные взгляды, и, напротив, может осуждать их за невыполнение культовых обрядов, предписываемых религией.

Хотя и могут перед нами встать те или иные проблемы, связанные с религией и атеизмом, это вовсе не означает, что непременно должно быть вечное противоборство чувств! Важно не забывать, что ребенок так или иначе со временем разберется, кто он — протестант, католик или мусульманин, что бы мы ни предпринимали для его религиозного воспитания. Если он видит, что мы не испытываем никаких осложнений, исповедуя или не исповедуя ту или иную религию, он тоже не будет страдать из-за этого. Кроме того, нормы морали, по которым он живет, — это прежде всего нормы, установленные в семье. Мужество, с каким он входит в жизнь,— это в конечном итоге проявление полной психологической уравновешенности и результат многих других сил, действующих на него, поэтому его решимость нельзя считать только плодом религиозного воспитания.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>