«Наш сын в сентябре этого года должен идти в школу. Мы очень волнуемся, достаточно ли он подготовлен. Конечно, мы старались его дома как-то подготовить: учили сами буквам, счету. Но все равно есть беспокойство: программы ведь сейчас такие сложные!» Семья Никитиных
«Моей дочери будет в июле 7 лет. По всем правилам она должна идти в школу, но мне кажется, что она не очень готова к тому, чтобы сидеть так долго на уроках. Дело в том, что она очень подвижная, все время вскакивает, крутится. Мы думали, что это пройдет, а сейчас и не знаем, что делать».
Анастасия, 29 лет
«Моей внучке Лизе скоро будет 5 лет. Ее родители не хотят отдавать ее в детский сад. Целый день она общается только с няней. Я очень волнуюсь: если она не научится общаться со сверстниками, то каково ей придется в школе?»
Наталья Ивановна
Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают: готовность к школе – одна из самых волнующих тем. И не зря. Потому что от того, как сложится школьная жизнь у ребенка, во многом зависит его будущее. Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Педагоги проверяют знания, навыки, умения ребенка, в том числе умение считать и читать. Задача психолога совсем иная — выявить психологическую готовность к школьному обучению.
Психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. Поэтому они, не жалея сил, водят своего ребенка на занятия по развитию памяти, внимания, мышления. Однако готовность к школе имеет ряд и других параметров.
Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, т.е. наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «Хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Надо сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьезной нагрузки на интеллект пока нет.
Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.
Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока, и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми. Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь — это соревнование!
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.
Чем может помочь психолог в подготовке ребенка к школе?
Во-первых, психолог может провести полную диагностику готовности ребенка к школе.
Во-вторых, психолог может помочь развить все высшие психические функции (мышление, внимание, память, воображения) до уровня, необходимого для того, чтобы приступить к занятиям в школе.
В-третьих, психолог может скорректировать речевую, мотивационную, коммуникативную и волевую сферы.
В-четвертых, психолог может помочь минимизировать тревогу ребенка, неизбежно возникающую перед глобальными изменениями в жизни.
Зачем все это нужно? Чем увереннее и спокойнее начнется для Вашего ребенка школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении. Бессмысленно говорить подростку, что необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа — это тяжелая повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия.
Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. Школа — важнейшее звено в этой работе.
Елена Евгеньевна Кравцова — директор Института Психологии им. Л.Выготского, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, автор многочисленных научных публикаций и монографий:
Важно понимать, что готовность ребёнка к школе означает лишь только то, что у ребенка есть основа для развития в следующем периоде. Поэтому не надо думать, что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем. Успокоение родителей и педагогов приведёт к тому, что дальнейшего развития не будет. Все учителя знают, что часто дети, которые изначально читают по слогам, делают огромный рывок в развитии чтения. А те, кто читал изначально лучше, например, начинал читать медленно по словам, так и продолжают читать дальше. Поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться. Необходимо идти все время дальше.
Часто спрашивают: если ребёнку уже 7 лет, а он не готов к школе, то что полезнее — отдавать в школу таким, какой есть, или пытаться подтянуть его к школе дома? Я думаю, что в таких случаях очень важно понимать, что за учительница будет у ребенка. Готова ли она понять, что у ребенка есть определенные трудности и что он чего-то не делает не из-за лени или плохого поведения, а именно из-за этих трудностей? Готова ли она какое-то время не спрашивать ребенка и вообще отнестись к нему крайне деликатно?
Не менее важна позиция родителей. Им необходимо все время поддерживать ребенка, научиться переживать с ребёнком тяжёлые моменты. Если родители это смогут, если смогут удержаться от замечаний и претензий, то все сложности ребенок преодолеет достаточно быстро и легко. Я вообще на полном серьезе считаю, что, прежде всего, необходимо говорить о психологической готовности родителей к тому, что ребенок пойдет в школу. Это очень важно.
Элеонора Юрьевна Бараль — директор московской школы №299, заслуженный учитель РФ:
Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это, прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка. Но если об интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребенка читать и писать, развивают воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках часто забывают. А это, тем не менее, очень важный параметр готовности ребенка к школе. Я считаю, что если ребенок воспитывается все время в семье, если не посещает специальных мест, где он может научиться общению со сверстниками, то адаптация к школе у такого ребенка может происходить гораздо тяжелее.
Еще более важный фактор готовности к школе, о котором вообще почему-то редко говорят, – это общее развитие ребенка. Под общим развитием я понимаю не набор навыков (умение считать и писать), а богатство внутреннего содержания ребенка. Умение радоваться пролетевшей мимо бабочке, интерес к хомяку в классе, любопытство к тому, что написано в книжке – все это составляющие общего развития ребенка. Это то, что ребенок выносит из семьи, и то, что очень сильно помогает найти свое место в новой школьной жизни. Обеспечить такое развитие своему ребенку несложно – надо с ним много разговаривать, искренне интересоваться его мыслями, чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед.
Тем не менее, бывает и так, что ребенок оказывается к школе не готовым. Приговор ли это? Конечно, нет. И вот тут очень важен талант учителя. Учитель должен суметь создать условия для плавного, не мучительного вхождения ребенка в школьную жизнь. Научить общаться с товарищами, помочь ребенку найти себя в новой, незнакомой обстановке.
Есть и другая сторона – родители. Если родители смогут довериться учителю, если не будет разногласий в мнениях, то ребенку будет значительно легче. Иначе получится, как в известной пословице: «Кто в лес, кто по дрова». А страдает ребенок. Еще очень важно, чтобы родители были честными с учителями. Если у ребенка есть какие-то проблемы, известные родителям, какие-то определенные сложности, то будет правильно рассказать об этом учителю, чтобы он, понимая эти сложности, помог бы ребенку лучше адаптироваться. Я убеждена: все вопросы решаемы при правильном и плодотворном сотрудничестве родителей и учителя.
Как я уже сказала, отсутствие стопроцентной готовности ребенка к школе – не приговор. Это лишь обозначение неких проблемных зон. Разумное поведение родителей, а также чуткость и талант учителя смогут скомпенсировать все сложности и сделать школьную жизнь ребенка радостной и легкой.
Комментарии