Доброта и сердечность не появляются с рождения. Чтобы уметь сопереживать, детям нужно научиться распознавать эмоции окружающих, понимать их и откликаться. Это – долгий путь развития.
От рождения до 3 лет. Ребенок распознаёт эмоции близких уже к году, но причинно-следственные связи формируются в районе трёх. Он начинает понимать, что те или иные события вызывают определенные чувства. Подарок или гостинец поднимает настроение и вызывает радость, а строгий голос мамы или её замечания – огорчение. Если не выполняются желания, то ребенок грустит, а если долго чего-то ждет, то ему скучно. Эти понятия нужно закреплять словами: ты рад, расстроен, грустишь, скучаешь, злишься, обиделся. Понимая себя, ребенок научится понимать других.
3- 5 лет. Ребенок готов совершать добрые поступки – те, которые делаются для других, но при этом сам ты получаешь радость. В этот период происходит развитие социального мышления. Ребенку нравится делать что-то хорошее и получать благодарность, ощущать радость другого человека. Нужно поддерживать это стремление и вовлекать чадо в добрые дела.
5-6 лет. Ребенок начинает понимать, что общее сопереживать можно действием. И если семья вместе начнет уборку, то раньше закончит, и будут общие интересные занятия. Ему нравится быть частью большого дела, большой семьи, коллектива сверстников. Нравится понятие «мы», и он готов делить успех, помогать другим. В этом возрасте ребенок умеет выражать благодарность, просить о помощи. Нужно «ловить» эти моменты и поощрять ребенка.
Младшие школьники способны на сложные добрые поступки. Они понимают чужую боль, могут хранить секреты, помогать членам своей семьи, неравнодушны к проблемам сверстников. В этот период ребенок учится сопереживать радости других, что гораздо сложнее, чем помогать в неприятностях. Сложно радоваться за тех, кто победил и признавать чужое превосходство. Но надо уметь это делать, и младший школьный возраст – самый благоприятный период для развития этих чувств.
Как учить детей сопереживанию и зачем это делать
Роль домашних животных в воспитании эмпатии
Как воспитать у ребенка доброту и сопереживание
Доброта и эмпатия появятся у ребенка в том случае, если родители будут совершать добрые поступки и сопереживать окружающим и словами, и делами. Но еще важно обращать внимание на некоторые важные аспекты поведения детей.
I этап. Пожалейте меня. Маленькие дети очень эгоцентричны – сосредоточены на собственных эмоциях и чувствах. Тем не менее уже в 1,5 года ребенок способен пожалеть того, кто плачет – обнять, погладить, поделиться игрушкой, угостить чем-то. А вот в 2-2,5 года дети осознают чужие эмоции и чувствуют себя некомфортно, когда другим плохо: «Мне жалко этого мальчика – его ругает мама; переживаю за девочку – она упала и громко плакала».
Чтобы ребенок умел сочувствовать другим, обязательно сочувствуйте ему в трудных ситуациях. Давайте ребенку порцию сострадания, даже если при этом нужно проанализировать причину боли: бегал, не слушался.
II этап. Представь, как грустно. Нужно учить ребенка понимать чувства других людей. Для этого разбираем трудные ситуации, посвящаем в сложности некоторых отношений. Иногда сделать это трудно, так как некоторые чувства сложно объяснить. Папа устал на работе и может быть раздражен, бабушка плохо себя чувствует и не хочет идти гулять, а собака скучает по своему щенку и отказывается играть. Всем нужно понимание – на этом основываются отношения.
Помочь на этом этапе могут художественные произведения, доступные детям. Мы переживаем за героев и при этом можем анализировать их чувства и поступки. Главное –делать акцент на характере героев и их действиях. Дети часто не понимают сути поступков, и задача взрослых – помочь разобраться в этом.
III этап. Давай поможем. Перед школой у детей развита способность чувствовать эмоции другого, но они часто ведут себя бессердечно и равнодушно: не обращают внимание на боль другого, не реагируют на просьбы. Причиной такого поведения может быть осознание собственного бессилия. Ребенок понимает, что нужна помощь, и в то же время осознаёт, что ничего не может сделать.
Иногда равнодушие является отражением настроения. Ребенок сильно переживает боль другого человека, и состояние подавленности прячется за повышенной активностью или полным равнодушием.
На этом этапе важно учить ребенка действовать: совершать добрые поступки, предлагать помощь. На самом деле, совершенно правильно не выражать чувства, а совершать действия. Кроме того, совершенное действие закроет ощущение беспомощности и поможет сохранить психическое здоровье: «Ты переживаешь? Давай подумаем, что мы сможем сделать для бабушки/подружки/котенка на улице и так далее.
Если дети излишне впечатлительны и жалостливы, то учите их реально смотреть на жизнь. Забота о других не должна быть в ущерб себе.
Комментарии