Иногда причины поведения детей от года до трех лет лежат на поверхности: например, мама прекрасно видит, что ее малыш сейчас капризничает и не желает ничего слушать, потому что просто переутомился. Но иногда даже самые маленькие дети ставят взрослых в тупик: непонятно откуда взявшейся агрессией, неожиданными страхами. На прямые вопросы ребенок вряд ли ответит — но можно разобраться в причинах происходящего, если внимательно наблюдать и задавать вопросы… себе.
Если ребенок проявляет агрессию в любой форме (дерется, кусается, кидается, толкается) и у него бывают частые приступы раздражения или какого-то неподобающего поведения, то независимо от причин — проблем развития, воздействия внешней среды, темперамента — вы должны взглянуть на общую картину происходящего, собрать свидетельства, составить представление о сложившейся ситуации и только затем предпринимать какие-либо действия.
Вот какие вопросы стоит себе задать, если поведение ребенка кажется вам неприемлемым.
Когда началось такое поведение?
Чем оно обычно вызвано?
Что вы делали в прошлом?
Позволили вы этому продолжаться, списали ли на «возрастной период» или аргументировали тем, что «все дети так делают»?
Происходит ли в жизни ребенка что-то новое — в семье, в кругу общения, — что могло повлиять на его восприимчивость?
Это делается, чтобы найти ключи к разгадке поведения ребенка, чтобы можно было помочь малышу справиться со своими эмоциями позитивным и надлежащим способом. Объективная мама собирает эти свидетельства почти инстинктивно, потому что постоянно наблюдает за ребенком, его поведением и обстоятельствами, при которых возникают те или иные настроения. Например, Дайен, одна из моих давнишних клиенток, недавно позвонила мне по поводу своей дочки Алисии, которой было два с половиной года.
Несколько недель назад у Алисии появились ночные кошмары. Она стала отказываться от занятий гимнастикой, хотя маме казалось, что малышке это нравится. Такое было совершенно не в ее характере.
Я тут же спросила, что изменилось в общении ребенка. «По правде говоря, не знаю, — сказала Дайен. — Мне казалось, что ей понравились занятия, когда мы пришли в первый раз. Мы отходили почти половину курса. Но теперь, когда я ее привожу туда и оставляю, она закатывает истерику». Это было совсем не похоже на Алисию. С ней никогда не случалось подобных проблем, а сейчас она явно говорила своей маме: «Не оставляй меня, пожалуйста».
Я предположила, что, вероятно, что-то происходит в ее активном воображении. Чтобы это выяснить, мама должна собрать сведения. «Проявите особую наблюдательность. Обратите внимание на то, как она играет одна».
Спустя несколько дней Дайен снова позвонила. Она обнаружила важное свидетельство, подслушав, что Алисия говорит своей любимой кукле: «Не беспокойся, Тиффани, я не позволю Мэттью забрать тебя у меня. Я тебе обещаю».
Дайен услышала имя Мэттью, так звали одного из мальчиков в гимнастической группе. Она поговорила с преподавателем, и та сказала, что Мэттью «немного задиристый» и несколько раз обижал Алисию. Преподаватель сделала замечание Мэттью и утешила девочку, но происшедшее оставило более сильный след, чем можно было ожидать.
Неожиданно Дайен сделала еще одно открытие: в последние несколько недель Алисия паковала свой рюкзачок. Она положила в него свою любимую куклу Тиффани, разные безделушки и Вуфи, лохматую игрушечную собачку, с которой спала с младенчества. Дайен заметила, что Алисия каждый раз расстраивается, если с ней нет рюкзака. «Однажды мы вышли из дома, не взяв его, и я вынуждена была вернуться обратно, когда она обнаружила его отсутствие». Я объяснила Дайен, что это хороший знак. Девочка оказалась достаточно сильной и изобретательной, чтобы окружить себя тем, что ей необходимо для собственной безопасности.
На основании собранных свидетельств мы составили план действий. Поскольку Алисия комфортно себя чувствовала, разговаривая со своей куклой, Дайен могла бы вступить в разговор.
«Давай позанимаемся с Тиффани гимнастикой?» — предложила она, усевшись на пол рядом с дочерью. Алисия тут же вступила в игру. «Что ты делаешь на занятиях, Тиффани? — спросила Дайен, зная, что Алисия за нее ответит. После того как они поговорили немного о занятиях, Дайен спросила у куклы: — А как там мальчик Мэттью?»
«Он нам не нравится, мама, — ответила Алисия уже за себя. — Он меня толкает и пытается отобрать у меня Тиффани. Один раз он схватил ее, побежал и бросил ее об стенку. Мы больше не хотим туда возвращаться».
Так Дайен открыла дверь в мир чувств Алисии. Алисия явно боялась Мэттью. Разговор об этом стал ее первым шагом к преодолению страха. Дайен пообещала, что она пойдет вместе с ней на занятия, а также поговорит с преподавателем и мамой Мэттью. Ему больше не позволят обижать Алисию и брать ее куклу. Собирая необходимые свидетельства, Дайен поняла: Алисии надо знать, что мама защитит ее.
Комментарии