«А можно я пойду гулять сам?», – с таким вопросом ребенка со временем сталкивается любой родитель. В голове проносится: «Не рано ли его отпускать одного? Как он там справится без меня? Не лучше ли, если он просто посидит дома?» Постараемся разобраться, почему это «не лучше».
С какого возраста?
Когда позволить ребенку выйти за пределы дома одному, зависит от его сознательности и подготовленности. Большинство родителей отпускают детей лет с 10-11, некоторые приучают к самостоятельности сразу, как только ребенок вступает в школьный возраст – с 7-8 лет. Однако есть и те родители, которые не готовы отпускать детей до 16-18 лет.
«Я Родитель» даже провел опрос на эту тему, результаты которого вы можете узнать из нашего видеосюжета.
Чем чреваты родительские страхи?
Мы волнуемся за своих детей, и это нормально, но часто родители склонны преувеличивать опасность. Нам кажется, что на улице у каждого подъезда подстерегает маньяк, а детей крадут сразу же, как только они выходят за ворота школы. Масла в огонь подливают СМИ, активно муссирующие разные «страшилки». Как результат, многие современные родители, которые сами уже в шесть лет гуляли с ключом на шее, считают – пусть лучше дитё сидит дома и ходит со мной за руку, поэтому ребенок, который рано или поздно сталкивается с действительностью, оказывается настолько беззащитным и неподготовленным, что не способен справиться с элементарными бытовыми ситуациями. Самостоятельность и ответственность не появятся сами по себе в 18 лет, если родители этим вопросом не занимались и предпочитали держать ребенка «под колпаком».
Особенно от родительских страхов страдают подростки, потому что в переходном возрасте общение со сверстниками и совместные прогулки начинают приобретать особую значимость. Подросток пытается найти своё место среди других и ответить на вопрос «кто я?», учится жить по правилам коллектива, заслуживать доверие и уважение товарищей. Это настоящая жизненная школа, шаг во взрослую жизнь, поэтому противостояние родителей в стиле «Ты никуда не пойдешь!» вызывает лишь агрессию со стороны подростка и приводит к осложнению отношений. «Он попадет в плохую компанию!», — опасаются родители. Но отучить ребенка от «неподходящих друзей» в подростковом возрасте уже практически невозможно. Чтобы подверженность «плохому влиянию» была минимальна, к переходному возрасту ребенок должен уметь разумно пользоваться своей свободой, распознавать опасные ситуации и брать на себя ответственность за происходящее с ним.
Откуда берется самостоятельность и ответственность?
Развитие самостоятельности и ответственности начинается с самого раннего возраста, когда ребенок в 2-3 года заявляет: «Я хочу сделать это сам!», когда мы учим его самообслуживанию, когда у него появляются обязанности по хозяйству, когда он впервые остается дома один. Но ключевым опытом является умение находиться одному за пределами дома: когда ребенок начинает гулять во дворе без присмотра родителей, ходить самостоятельно в школу и за покупками в магазин, ездить через весь город на курсы или в кружки. Как бы «страшно» это ни звучало.
Представьте ситуацию, когда школьник переходит дорогу за руку с мамой или когда он делает это самостоятельно. В первом случае ему не обязательно следить за дорожной ситуацией, потому что это ответственность родителя. И совсем другое дело, когда он должен сам обеспечить себе безопасность, «включить» внимание, проанализировать ситуацию, принять решение. Только в этом случае ребенок начинает брать ответственность на себя.
Комментарии