Перфекционизм отравляет людям жизнь
Перфекционизм вовсе не является качеством, способным сделать человека счастливым. Хотя перфекционизм не рассматривается, как клиническое заболевание, он способен отравлять людям жизнь. Ведь перфекционисты склонны к депрессии, тревоге и даже к самоубийству в том случае, когда их дела идут действительно плохо.
Многие люди ошибочно полагают, что перфекционизм помогает детям подняться на максимально высокий уровень развития, обучения, достижений, будь то в спорте, творчестве или какой-либо другой выбранной области. Однако такие достижения нельзя приписывать перфекционизму, они являются результатом упорного труда. Перфекционизм же, напротив, имеет тенденцию отвлекать внимание от успеха.
Перфекционизм вызывает устойчивое состояние недовольства, которое постоянно подпитывается потоком негативных эмоций, таких как страх, огорчение, разочарование, волнение и переживания.
Если вы перфекционист, то, скорее всего, даже не сможете насладиться своими успехами, ведь всегда будет то, что вы могли бы сделать лучше.
Неудача – не вариант для перфекционистов, страх испытать неудачу становится движущей силой их деятельности. Такой страх поглощает энергию человека – ту энергию, которую он мог бы потратить более конструктивным способом, например, на лучшее качество обучения или творчества.
Перфекционисты затрачивают огромное количество энергии на то, чего они отчаянно пытаются избежать, ведь неудачи и критику они воспринимают как катастрофу. Такая озабоченность становится очевидной причиной их неудач в спорте, учебе и разрешении социальных ситуаций.
Перфекционизм, как и всякое фиксированное мышление, удерживает детей от принятия риска и вызовов. Но именно они являются одним из лучших способов продвинуться от хорошего к более совершенному.
Перфекционизм понуждает детей скрывать свои ошибки и избегать конструктивной обратной связи – избегать критики. Но именно конструктивное восприятие критики помогает исправлять недочеты и добиваться большего.
Перфекционизм – это не установка на высокие ожидания или успешность в начинаниях. Речь идет о беспокойстве и страхе перед ошибками и мнением окружающих – вот в чем корень проблемы.
Как правило, дети не рождаются перфекционистами, такими их формирует ближайшее окружение. Чем большее давление оказывают родители на своих детей, чтобы те достигали определенных результатов, тем в большей степени дети становятся перфекционистами.
Поэтому, если родители замечают за собой поведение, провоцирующее у детей формирование перфекционизма, им стоит подумать о том, как прекратить давление на детей и не допускать его в будущем. А для того, чтобы устранить последствия родительского поведения, нужно помочь детям перестать быть перфекционистами.
Как помочь ребенку перестать быть перфекционистом
Больше всего перфекционист боится неудачи. Наихудший сценарий для перфекциониста – допустить ошибку, после чего о ней узнают другие люди (значимые люди).
Логика перфекциониста: «Если я перестану зацикливаться на том, как быть совершенным, → я стану несовершенным → я буду чувствовать себя ужасно».
Это, безусловно, ложная логика. Чтобы отучить человека от перфекционизма, нужно показать ему, что, когда он совершит ошибку или потерпит неудачу, то ничего плохого не случится, и он не будет чувствовать себя ужасно.
Перфекционисты считают, что их ценность зависит от уровня их результативности, поэтому, если они не сделают что-либо хорошо, то ничего не будут стоить. Вот почему они думают, что, если попытаются не быть совершенными, то будут чувствовать себя ужасно.
Перфекционисты склонны думать, что неспособность достичь определенных результатов серьезно ослабит привязанность, внимание и даже любовь к ним их родителей и близких.
Вот как помочь перфекционисту перестать быть таким:
1. Предложите ребенку сделать что-то, что спровоцирует его перфекционизм. Например, попросите его нарисовать то, что он никогда не рисовал раньше, – например, дуб с раскидистой кроной.
2. Попросите его сделать это преднамеренно плохо. Перфекционисту нужно усвоить урок: если он потерпит неудачу, ничего страшного не произойдет.
3. Спросите у ребенка, что для него значит то, что он нарисовал страшный и некрасивый дуб. Считает ли он, что это означает, что он не является хорошим художником? Считает ли он, что раз он не является хорошим художником, то он ничего не стоит? Что он чувствует при этом?
Расскажите, как Томас Эдисон потерпел более чем 1000 неудач, прежде чем успешно создал электрическую лампочку.
Помогите ребенку понять и убедиться в том, что вас совершенно не заботит, является ли он хорошим художником или нет, – вы любите его именно таким, каким он есть.
4. Спросите у ребенка, как он себя чувствует сейчас. Скорее всего, он не чувствует себя ужасно, но чувствует вашу любовь и заботу. Укажите ему на это: «Похоже, ты чувствуешь себя хорошо, даже сделав что-то, что тебе не удалось». Поздравьте ребенка с тем, что он не побоялся попробовать что-то новое и пошел на риск.
5. Если потребуются повторные тренировки, вы можете сами разработать нужные сценарии с учетом особенностей вашего ребенка, в таком случае они больше ему подойдут и, соответственно, будут эффективнее. Главное – помогите ребенку не принимать все близко к сердцу.
Комментарии