Читая книги с ребенком дошкольного возраста, очень важно добиваться от него полного понимания текста. Чем лучше ваш малыш понимает истории и рассказы уже на данном этапе своего возрастного развития, тем легче ему будет научиться читать и писать в будущем.
Чтобы по-настоящему понять произведение, ребенок должен выходить за рамки того, что написано на страницах или отображено на иллюстрациях; другими словами, ребенок должен использовать навыки критического мышления.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление подразумевает использование ребенком своих знаний и опыта, а также навыков решения задач и проблем в следующих целях:
чтобы сравнивать и противопоставлять;
объяснять суть и причины происходящего;
оценивать идеи и формировать мнение;
понимать перспективы других идей и мнений;
предполагать, что произойдет в будущем;
придумывать творческие решения.
Во время чтения книги ребенку необходимо развивать все эти навыки, так как они помогут ему понять суть рассказа и подготовиться к освоению грамотности, т. е. подготовиться к успешному овладению навыками чтения и письма.
Понимание рассказа приходит в процессе обсуждения
Если ваш ребенок просто слушает рассказ и при этом очень мало высказывается, он вряд ли сможет развить и использовать навыки критического мышления, необходимые для понимания смысла данного рассказа. Данный тип мышления развивается во время диалогов, дискуссий, т. е. тогда, когда в процессе обсуждения ребенок опирается на собственный опыт и навыки решения проблем.
Помните о том, что каждую книгу, которую вы читаете вместе с ребенком, необходимо детально обсуждать. Делайте паузы во время чтения, чтобы поговорить о том, что интересует вашего ребенка, а также спустя несколько минут после окончания обсуждайте с ним произведение в целом.
Как побудить ребенка мыслить критически
Во время обсуждения рассказа держите в уме четыре пункта, которые призваны помочь ребенку натренировать навыки критического мышления и углубить понимание данного произведения.
1. Опыт – свяжите рассказ со знаниями и опытом вашего ребенка
Когда вы связываете прочитанное с тем, что ваш ребенок уже знает или испытал на себе, то помогаете ему лучше понять точку зрения и взгляды персонажа, а также то, почему он думает и действует определенным образом.
Совет: выбирайте книгу о том, что ребенку знакомо, например, книгу о походе к стоматологу или о знакомстве с новым другом. Во время чтения начните разговор со следующих фраз: «Ты помнишь свой первый день в новой группе (детского сада)? Как ты себя чувствовал, когда еще никого не знал?».
2. Объяснение – почему что-то происходит так, а не иначе
Ребенку важно понимать не только то, что происходит в рассказе, но и то, почему это происходит. Так он развивает понимание причинно-следственных связей и мотивацию каждого из персонажей книги.
Совет: разыграйте историю. После того как вы прочитаете историю несколько раз, подготовьте реквизит и разыграйте ее со своим ребенком. Например, возьмите несколько мисок, ложек, стул и одеяло и сделайте маленькую постановку сказки «Три медведя». Распределите роли и привлеките других детей к участию в вашем мини-спектакле. Благодаря этому ребенок сможет поразмышлять о том, как одно событие приводит к другому и почему персонажи действуют и реагируют так, а не иначе.
3. Решение проблем – как решить проблему, затронутую в книге
Чтобы понять историю, ваш ребенок должен понять проблему, которую в ней требуется решить. Умение самостоятельно определять проблему и придумывать возможные варианты решения развивает у ребенка полезные навыки, которые пригодятся ему позже, при самостоятельном анализе текстов.
Совет: высказывайте мысли вслух. Высказывание собственных мыслей можно начинать с таких слов: «Я думаю, что…» или «Мне интересно понять, почему…». Такие комментарии покажут ребенку, что вы размышляете о книге, и вдохновят его мыслить такими же категориями.
Для того чтобы помочь ребенку задуматься о том, как решить проблему, сделайте следующий комментарий: «Я хочу понять, что может сделать поросенок, чтобы отпугнуть волка». Такого рода высказывание не требует от ребенка ответа, хотя, скорее всего, его ответ последует незамедлительно.
4. Предположение – что произойдет в будущем
Хороший читатель использует свои знания и опыт, чтобы предсказывать дальнейшее развитие сюжета. Дети, которых поощряют предполагать о том, что произойдет дальше, обретают привычку во всем искать смысл, что, собственно, и является целью чтения.
Совет: в процессе чтения книги задавайте ребенку вопросы о том, как, по его мнению, будет развиваться сюжет. Например, спросите ребенка: «Как ты думаешь, что сделает Винни, чтобы добраться до пчелиного гнезда?». Или по окончании чтения попросите ребенка предположить, что может произойти в будущем: «Как ты думаешь, будут ли теперь эти два поросенка строить новые домики?».
Помогая ребенку критически мыслить, вы закладываете основу для развития рассудительности, навыков решения проблем, творческого мышления, сочувствия и эффективного общения с окружающими – тех умений, которые понадобятся ему не только при обучении чтению и письму, но и для достижения успехов на протяжении всей жизни.
Комментарии