Когда дети большой компанией собираются ехать на экскурсию, ваш сын поворачивается к вам и говорит: «Я не хочу садиться в автобус. У меня болит живот. Пожалуйста, не заставляй меня садиться в автобус». Вы съеживаетесь от досады и думаете: «Ну вот, опять началось». Почему такое хорошее утро должно превращаться в какую-то невероятную проблему?
Вы смотрите на ребенка и видите неподдельный ужас. Вы хотите утешить его, облегчить его чрезмерное беспокойство, ставшее уже неотъемлемой частью его повседневной жизни. Сначала вы пытаетесь использовать логику: «Сынок, давай пройдемся немного и потом вернемся к автобусу. Водитель – настоящий профессионал, он ни разу еще не попадал в аварии!». Ребенок не двигается с места.
Вы пытаетесь заверить его, что все будет хорошо: «Я обещаю, все будет в порядке. Сынок, посмотри на меня… ты доверяешь мне, правда?». Ребенок кивает. Через несколько секунд он шепчет: «Пожалуйста, не заставляй меня садиться в этот автобус».
Вы прибегаете к гневу: «Сын, ты сядешь в этот автобус прямо сейчас или нарвешься на серьезные последствия. Никакого планшета целую неделю!». Ребенок смотрит на вас так, будто вы отправляете его на смерть. Он медленно поднимается в автобус… побежденный. Вы смотрите ему вслед и чувствуете себя ужасно…
Если вам это знакомо, знайте: вы не одиноки. Большинство родителей готовы горы свернуть, чтобы облегчить боль своего ребенка. Родители тревожных детей (как часто говорят, «тревожно-мнительных») ради них готовы передвигать планеты и звезды. Больно смотреть, как ваш ребенок проявляет беспокойство по поводу ситуации, которая, правду говоря, кажется совсем не страшной. Но вот в чем дело: мозгу вашего ребенка такие ситуации представляются действительно угрожающими. Ведь даже гипотетические угрозы могут привести к реальной реакции нервной системы. Эта реакция, этот ответ организма и называется тревогой.
Многие люди страдают от изнурительных беспокойств и волнений. Многие дети пропускают занятия в школе, различные мероприятия и плохо спят по ночам просто из-за беспокойных, тревожных мыслей в голове. Многие родители страдают от подавленности и чувства беспомощности, изо дня в день видя такое состояние своих детей.
Хотя не существует единственно верного универсального решения преодоления тревоги, есть множество великолепных методов, основанных на исследованиях, которым легко научиться и которые могут помочь вам справится с детскими тревогами.
Невозможно вернуться назад во времени и научить молодого себя справляться с тревогами малышей. Но можно обучить этим навыкам как можно больше родителей и детей сейчас. Более того, можно научить детей не просто выживать в ситуациях тревог и беспокойств, но и обретать реальный смысл, цель и счастье жизни. В этой статье представлены девять советов для родителей беспокойных, тревожных (тревожно-мнительных) детей, которые можно применять прямо сейчас.
1. Перестаньте уверять, увещевать вашего ребенка
Ваш ребенок беспокоится. Вы знаете, что волноваться в данной ситуации не о чем, поэтому говорите: «Поверь мне, тебе не о чем беспокоиться». Раз и готово, правда? Мы все хотим, чтобы это было так просто. Тогда почему ребенок не реагирует на ваши заверения и увещевания, не слышит их? На самом деле проблема ведь не в расстройстве слуха. Ваш тревожный ребенок отчаянно стремится прислушаться к вам, но мозг не позволяет ему сделать это. В периоды беспокойства происходят быстрый выброс химических веществ и смена состояний психики, направленные на выживание. Один из побочных процессов при этом состоит в том, что функционирование префронтальной коры – или более «логической» части мозга – замедляется и начинает работать более автоматизированный участок мозга, отвечающий за эмоции. Другими словами, вашему ребенку действительно трудно четко и логически мыслить и даже помнить, как необходимо выполнять основные задачи. Что вы должны делать вместо того, чтобы пытаться рационально объяснять его тревогу? Попробуйте следующий метод:
Замрите – сделайте паузу и несколько глубоких вдохов вместе с вашим ребенком. Глубокое дыхание может помочь изменить реакцию нервной системы.
Сопереживайте – тревоги и беспокойства пугают ребенка. Он хочет знать, что вы понимаете это и переживаете за него и вместе с ним.
Обдумайте все – как только ваш ребенок успокоится, приходит время поиска возможных решений.
Отпустите ситуацию – отпустите чувство своей вины; вы прекрасный родитель, который предоставляет ребенку все необходимые инструменты для управления его беспокойством.
2. Расскажите, почему беспокоиться – нормально
Помните: тревога и беспокойство – это очень тяжелые чувства и они усугубляются, если ребенок думает, что с ним что-то не так. Многие дети даже могут тревожиться о своей тревоге. Расскажите своему ребенку, что, на самом деле, беспокойство иногда полезно.
Когда наши предки были охотниками и собирателями, в окружающей среде витала большая опасность, и обеспокоенность помогала им избегать нападения саблезубого тигра, скрывающегося в кустах. В наше время нам не нужно убегать от хищников, но нам досталась от предков эволюционное качество, защищающее нас, – это беспокойство.
Беспокойство – это защитный механизм. Он бьет тревогу в нашем организме и помогает нам избегать опасности. Расскажите детям, что волнение совершенно нормально, оно защищает нас, каждый переживает беспокойство время от времени. Иногда наш организм выдает ложную тревогу, но даже этот тип беспокойства (тревоги) можно держать в узде с помощью некоторых простых приемов.
3. Воплотите в жизнь беспокойства ребенка
Как вы, наверное, знаете, игнорировать тревогу не стоит. Но иногда полезно воплощать в жизнь беспокойство вашего ребенка и говорить о нем, как о настоящем человеке. Выдумайте персонаж, олицетворяющий беспокойство ребенка, назовите его, например, Трусишкой. Трусишка живет в том участке мозга, который должен защищать нас в случае опасности. Конечно, иногда Трусишка выходит из-под контроля, и когда это происходит, мы должны его образумить. Вы можете реализовать эту идею с помощью мягких игрушек или же ставить дома театрализованные представления.
Олицетворяя беспокойство или создавая персонаж, вы получаете много преимуществ. Это помогает прояснить пугающую физическую реакцию детей, когда они беспокоятся; помогает активизировать участок мозга, отвечающий за логическое мышление, к тому же этот прием ваши дети могут использовать самостоятельно в любое время.
4. Научите вашего ребенка мыслить, как детектив
Помните: беспокойство – это способ мозга защищать нас от опасности. Чтобы добиться нашего внимания, мозг часто преувеличивает причину беспокойства (например, принимает палку за змею). Вы, возможно, слышали, что обучение детей позитивному мышлению может успокоить их тревоги. Но лучшее лекарство от искаженного мышления – это не позитивное, а конкретное мышление. Попробуйте метод, который называется три «С».
Схватите мысль: представьте себе каждую свою мысль парящей над головой в мыльном пузыре (как в комиксах). Теперь поймайте одну из тревожных мыслей, например: «Никто в школе не любит меня».
Соберите доказательства: собирайте доказательства для поддержки или опровержения этой мысли. Научите ребенка не судить о предмете беспокойства, основываясь только на эмоциях и чувствах. Чувства – это не факты. Подтверждающим доказательством будет: «Вчера я с трудом смог найти, с кем сесть за стол во время обеда». Опровергающим доказательством будет: «Мы выполняем домашние задания вместе с Сашей – он мой друг».
Ставьте мысль под вопрос: лучший (и самый занимательный) способ, чтобы сделать это, – дискуссия с самим собой.
5. Позволяйте детям беспокоиться
Как вы знаете, приказывая детям не волноваться, вы не препятствуете их волнению. Если бы дети могли просто выбросить свои чувства прочь, они бы это сделали. Иногда полезно позволить ребенку беспокоиться открыто, в ограниченных дозах. Создайте ежедневный ритуал под названием «Время беспокойств», который будет длиться от 10 до 15-ти минут. Во время этого ритуала позволяйте ребенку изливать все свои беспокойства и тревоги в письменной форме. Вы можете сделать это занятие веселым, украсив коробку для «хранения беспокойств». Во «Время беспокойств» любые тревоги считаются реальными – все они складываются в коробку. Когда время истекло, закройте коробку и скажите тревогам «До завтра».
6. Помогайте детям переходить от вопроса «Что, если..?» к знанию «Что есть»
Вы можете не знать этого, но люди действительно способны путешествовать во времени. На самом деле, мысленно мы проводим много времени не только в прошлом, но и в будущем. Для детей, которые переживают беспокойства и тревоги, такие мысленные путешествия могут только усиливать беспокойство. Типичный путешественник во времени спрашивает: «Что, если я не смогу открыть свой шкафчик и опоздаю на урок?», «Что, если Наташа не будет со мной сегодня разговаривать?».
Исследования показывают, что возврат к настоящему может помочь облегчить эту тенденцию. Один из эффективных способов – практиковать упражнения на «самоосознанность». Самоосознанность переносит ребенка от вопроса «Что, если..?» к знанию того, что есть. Чтобы добиться этого, помогите ему просто сосредоточиться на своем дыхании в течение нескольких минут.
7. Не избегайте всего, что вызывает тревогу
Избегают ли ваши дети социальных мероприятий, собак, школы, самолетов или любых других ситуаций, которые вызывают тревогу? Как родитель вы помогаете им в этом? Конечно! Это естественно. Именно полет, который является частью реакции на боязнь летать, призывает детей избегать угрожающей ситуации. К сожалению, в конечном счете, избегание только усиливает беспокойство.
Так в чем же альтернатива? Попробуйте пошаговый метод. Дети, которые управляют своими беспокойствами, разбивают их на части. И пошаговый метод тоже использует концепцию разделения беспокойства на части для постепенного достижения цели.
Допустим, ваш ребенок боится сидеть на качелях в парке. Вместо того чтобы избегать этого занятия, создайте мини-цели, чтобы стать ближе к большому достижению (например, подходите к парку, затем гуляйте по нему, подходите к качелям и, наконец, садитесь на них). Повторяйте каждый шаг, пока он не станет даваться без труда, а затем переходите к следующему шагу.
8. Помогайте детям проработать список действий
Что делают подготовленные летчики, когда сталкиваются с чрезвычайной ситуацией? Они не импровизируют, они сверяются и действуют так, как предписано инструкцией при аварийных ситуациях. Даже с годами тренировок каждый пилот прорабатывает список действий, потому что в случае опасности иногда трудно думать четко и ясно.
Когда дети сталкиваются с тревогами, они чувствуют то же самое. Почему бы не составить список действий, который бы пошагово описывал способ успокоиться? Что вы хотите, чтобы они делали, когда чувствуют приближение беспокойства? Если детям помогает глубокое дыхание, то первым делом нужно остановиться и начать глубоко дышать. Далее дети могут оценить ситуацию. И наконец, вы можете составить точный список действий, который дети должны четко выполнять, когда чувствуют тревогу.
9. Практикуйте сострадание, сочувствие к себе
Смотреть, как ваш ребенок страдает от беспокойства, очень больно, это вызывает огорчение и приводит в замешательство. Все родители когда-либо задумывались, не являются ли они сами причиной беспокойства своего ребенка. Вот вам ответ: исследование показывает, что беспокойство зачастую является результатом многочисленных факторов (например, генов, физиологии мозга, темперамента, факторов окружающей среды, посттравматических событий и т. д.). Пожалуйста, имейте в виду, что не вы единолично вызываете беспокойство ребенка, но именно вы можете помочь ему преодолеть это состояние.
Чтобы добиться более здоровой жизни для всей семьи, практикуйте сострадание. Помните, что вы не одиноки и не вы виноваты. Пора прекратить изнуряющую самокритику и простить себя. Любите себя. Вы чемпион для вашего ребенка.
Комментарии