Согласно статистике Яндекса, число поисковых запросов «подготовка к ЕГЭ» выросла за последние три года в среднем на 25-35%, а это значит, что к помощи курсов и репетиторов стало прибегать значительно больше выпускников. Но как сделать правильный выбор? Как не ошибиться в самом начале подготовки, чтобы потом перед самым экзаменом не пришлось что-то срочно менять и корректировать? Какими критериями при выборе курсов или репетитора надо руководствоваться?
Для начала, мы хотим вас похвалить: если вы задумались о подготовке к ЕГЭ сегодня, то сделали это вовремя. Не стоит откладывать старт на более поздний срок и уговаривать себя, что ваш ребенок обязательно возьмется за ум во втором полугодии. Чем дольше вы будете тянуть с началом подготовки, тем меньше времени у вас останется.
Чтобы прийти к моменту сдачи ЕГЭ хорошо подготовленным, можно воспользоваться следующим алгоритмом:
Определиться с профессией или кругом специальностей (при желании можно воспользоваться Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО)
Узнать, какие вузы готовят к этой специальности и определить, какие ЕГЭ требуются для поступления на данную специальность. Обычно эту информацию можно найти на сайте вузов. Бывали случаи, когда ребенок выбирал себе набор предметов для подготовки к ЕГЭ не в соответствии с требованиями вуза, а по принципу «мне больше нравится», и это выяснялось уже на финишной прямой. Время для качественной подготовки в этом случае было упущено. Родителям обязательно надо контролировать этот момент.
Посмотреть на средний проходной балл прошлого года, оценить свои возможности (успехи и время). И, возможно, скорректировать выбор вуза. Подумать, сможете ли вы сделать это самостоятельно вместе с ребенком. Если нет, рекомендуем сделать это со специалистом, который укажет на сильные и слабые стороны вашего ребенка.
Разделить подготовку на этапы. Подготовку к самым сложным для вас предметам начать в сентябре, а к тем, что даются легче, позже. Если вы какой-то предмет знаете безукоризненно, отведите ему время перед началом экзамена.
Такой подход максимально раскрывает потенциал школьника и к моменту сдачи экзамена должен привести его к пику формы – без волнения и лишних нервов. Конечно, и волнение, и стресс – все это будет обязательно присутствовать, важно только, в какой мере: мы просто обязаны сделать участие наших детей в этом едином кошмаре под названием ЕГЭ максимально комфортным, и зависеть это будет от того, правильный ли выбор мы сделаем сегодня.
Екатерина Щербакова, старший преподаватель Московского государственного лингвистического университета:
Я в целом к ЕГЭ отношусь отрицательно, но пока это наша реалия, готовиться к нему нужно максимально эффективно, то есть надо искать вариант, который учитывает все «подводные камни» ЕГЭ, возможно, какие-то курсы, предлагающие такой формат подготовки, которому будут доверять и ученики, и родители. Где научат, как преодолевать стресс перед форматом ЕГЭ, как вести себя на экзамене, как правильно распределять время и силы, как подать товар лицом, даже если ваш ребенок знает далеко не все. Программа подготовки должна быть спланирована таким образом, чтобы покрыть все аспекты – от психологического тренинга до экзаменационного марафона, то есть написания несколько раз полного ЕГЭ по предмету с последующим разбором ошибок и объяснением сильных и слабых сторон каждого ученика. Подготовка к экзамену должна использовать все технические новинки, например, такие, как адаптивная онлайн-система, которая помогает применять индивидуальный подход к каждому ученику: учитывает его уровень освоения той или иной темы и в соответствии с этим формирует задания разной сложности.
Татьяна Шиманаева, преподаватель русского языка Вологодского педагогического колледжа:
По умолчанию очень часто решение родителей – это репетитор. Но приходится признать, что и тут нет никакой гарантии качества: как удостовериться в том, что репетитор подготовит ученика к тому, что требуется, как проверить, на какой стадии подготовки находится ребенок? Хороших репетиторов мало, ведь заставлять в качестве подготовки решать 100 одинаковых заданий и ожидать, что ученик решит такое же на экзамене, – это не вариант. К тому же репетиторы стоят дорого, а хорошие репетиторы и того дороже. И еще один нюанс – готовиться с репетитором ваш ребенок будет один на один в тишине и покое, а сдавать экзамен совсем в других условиях.
Многие родители выбирают курсы при вузах, но, что греха таить, их задача – это не подготовить к ЕГЭ, а сделать так, чтобы выпускник пришел именно в этот в вуз. Специалистов по ЕГЭ там практически нет, и, скорее всего, вашему ребенку будут снова давать огромный объем теории по каждому из предметов, а как им распорядиться, он так и не узнает. К тому же на таких курсах не стоит рассчитывать на индивидуальную помощь, после них ученикам по-прежнему не хватает понимания, как сдавать ЕГЭ.
Ирина Зотова, советник по стратегии компании MAXIMUM:
Школа предлагает отличный от ЕГЭ формат обучения, рассчитанный на устную подготовку и ответы. Даже письменные работы, хотя и приближаются к тестовым вариантам, все еще очень от них далеки. Такая разница между системой подготовки и требованиями ЕГЭ может испортить результат ученика, даже хорошо знающего предмет. Кроме того, у школы помимо подготовки к ЕГЭ есть еще учебный план, который она обязана выполнять. А у ЕГЭ много «подводных камней», которые тоже надо научиться преодолевать. Не говоря уже о том, что нужно уметь держать удар в экстремальной обстановке и работать в условиях стресса. Очень много ошибок на ЕГЭ бывает именно из-за того, что ученики просто не умеют сдавать экзамен такого типа. Конечно, главная ошибка – это все-таки отсутствие знаний, но если они есть, надо научиться подавать их в нужной форме.
Комментарии