Абсолютно каждый ребенок в подростковом возрасте проходит свой период влюбленностей. Объектом любви могут быть сверстники, кумиры (певцы, актеры, лидеры, ведущие и так далее) и даже учитель/учительница. Влюбленность в педагога, с которым подросток постоянно контактирует, явление довольно распространенное. И на это есть свои причины.
Харизма учителя. Редкий подросток влюбляется в непривлекательного или неинтересного учителя. Объект подростковой влюбленности, как правило, харизматичен, молод и способен увлечь за собой — педагог привлекает их скорее не как конкретный человек, а как некий идеал.
Нарушение привязанности. Если в семье не выстроена нормальная иерархия или ребенок предоставлен сам себе, влюбленность в педагога становится попыткой компенсировать недостаток значимого взрослого в своей жизни. Им становится учитель, который проявляет симпатию к подростку или чем-то заинтересовывает его.
Раннее взросление. Некоторые дети взрослеют быстрее сверстников, поэтому даже не рассматривают ровесников в качестве партнеров в отношениях. Героями своих романов (пусть и воображаемых) выбирают людей постарше — друзей старших братьев, педагогов, тренеров и так далее.
Такая влюбленность совершенно нормальна. Подростки, как правило, не решаются нарушить субординацию и признаться педагогу в своих чувствах, и со временем любовь проходит, оставляя после себя симпатию и уважение.
В некоторых случаях чувства к учителю могут стать стимулом для развития. Чтобы обратить на себя внимание, школьник начинает погружаться в предмет, который ведет его любимый педагог, посещать дополнительные занятия. Это положительным образом сказывается на развитии ребенка и даже может стать основой его будущей профессии.
Читайте также
Взрослая любовь: что делать родителям?
Что нужно знать девочкам-подросткам о любви
Что делать, если узнали о влюбленности
Известие о том, что подросток влюблен в учителя, может шокировать. Нам кажется, что он еще слишком маленький, чтобы интересоваться противоположным полом, особенно когда объект симпатии на 5–10 лет старше. Об этом можно узнать случайно, прочитав незакрытые в спешке сообщения в мессенджере ребенка или найдя его дневник. Первый порыв — серьезно поговорить и запретить раз и навсегда думать об этом.
Такой подход в корне неверный. Во-первых, признание в том, что читали то, что не предназначалось для наших глаз, подрывает доверие ребенка. Во-вторых, даже случайно прочитанная личная переписка — это грубое нарушение личных границ ребенка, на которое он может вполне ожидаемо отреагировать скандалом.
Поговорить действительно надо, но деликатно. Не спрашивать в лоб, а начать издалека — поделиться историями из своей жизни, посмотреть вместе фильмы на эту тему с последующим обсуждением ситуации. Если ребенок захочет, он расскажет о своих чувствах. Если нет, то не стоит настаивать и вынуждать признаться. Просто скажите, что всегда готовы выслушать и помочь.
Что не нужно делать
Ругать и запрещать. Мы не можем разлюбить по собственному желанию или по чьей-то просьбе, даже если запрещают те, кого любим и уважаем. Ребенок не перестанет испытывать чувства к педагогу, а вот обсуждать их с вами больше не будет.
Переводить в другую школу. «С глаз долой — из сердца вон» — именно по этому принципу действуют многие родители, когда узнают, что ребенок влюблен в преподавателя. Но разлука может только усилить чувства — подросток будет питать ложные надежды.
Подшучивать и обесценивать чувства. Мы знаем, что все пройдет, и всерьез страдать по этому поводу не стоит. Да, вполне возможно, что уже через пару месяцев ребенок забудет о своей влюбленности, но прямо сейчас его переживания самые что ни на есть настоящие.
Увеличивать нагрузку. Нам кажется, если мы займем каждую свободную минуту подростка, у него не останется времени на «глупости», и он забудет о своих чувствах. Эти вещи никак не связаны между собой.
По большому счету подростковые влюбленности скоротечны. Они быстро возникают и так же быстро проходят, если не акцентировать на них внимание и не ставить палки в колеса, ведь у подростков силен дух противоречия. Единственное, что обязательно нужно сделать, — обсудить с подростком, во что для него могут вылиться отношения с педагогом или любым взрослым человеком: от уничтоженной самооценки до злоупотребления доверием. В остальном мы не можем изменить чувства, поэтому просто предлагаем поддержку и делаем разные приятные мелочи.
Комментарии