Почему детям нужно читать страшные сказки — объясняет психолог

Почему детям нужно читать страшные сказки — объясняет психолог

МАРИЯ-ВИКТОРИЯ АНДРИЯНОВА
психология
специалист по векторной психологии, сказкотерапевт, зоотерапевт

Почему полезны даже страшные сказки
В сказках заключен определенный код. Есть добрые сказки, есть злые, есть жизнеутверждающие, есть и пугающие. И все-таки это фольклор. Фольклор, основанный на голосовой речи матери, близкого человека. Если мама их читает — это по определению добрая информация, ребенок не отождествляет эти сказки с чем-то плохим. Но когда ребенок подрастает, то отношение к данным, которые заключены в сказке, начинают у него трансформироваться и получается, что когда мы взрослеем, то нам они уже не кажутся добрыми.

У меня двое сыновей, 12 и 14 лет, старший некоторые сказки воспринимает уже как агрессивные. Например, он считает, что «Красная Шапочка» — это ужастик. Но страшные сказки нужны детям — страх помогает ребенку обучаться. Он сталкивается в сказке с чем-то неприятным и даже ужасным, и это становится своего рода формой подготовки малыша ко взрослой жизни. Реальная жизнь далека от идеала.

Какие сказки читать ребенку и когда начинать
Начинать ребенку рассказывать сказки стоит еще до его рождения. Читайте их во время беременности. Неважно, вслух вы будете их читать или про себя, потому что ребенок в это время не воспринимает текст, он воспринимает эмоции. И конечно лучше читать добрые сказки. Во время беременности женщина не должна испытывать негативных эмоций, ведь в это время для мамы очень важно состояние покоя. И это самое лучшее состояние для будущего малыша.

Почему я обычно советую начинать знакомить ребенка со сказок Пушкина? Когда мы читаем текст Пушкина, практически у любого человека включается фантазия. Я проводила анализ среди детей разных возрастов, и они все хорошо воображали героев его сказок, достаточно четко представляли себе принцесс, богатырей и прочих персонажей. А все потому, что Пушкин умел описывать героев так, что образы их легко представить. А вот, читая, например, печатную версию сказки Лунтика, если вы не видели мультфильм, представить героя себе невозможно.

Сказки добрые и странные
Возьмем для примера «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Пушкин написал ее через 21 год после того, как вышла «Белоснежка и семь гномов». Оригинал из немецкого фольклора (который стал основой и сказки про Белоснежку) поэт услышал от няни Арины Родионовны, и исходник был довольно деструктивный. В этой истории были рудокопы маленького роста, описывалось поверье, что нужно отдать самую красивую девушку на съедение неведомого чудовища, была колдунья, а еще трава, которая вводила человека в анабиоз. Таков был оригинал, братья Гримм переписали его — у них получилась сказка с хорошим финалом. А Пушкин добавил романтики и красоты. Поэтому я считаю, что беременным лучше читать Пушкина.

А вот «Белоснежку и семь гномов» стоит читать ребенку, который уже может картинки рассматривать. Потому что без них может возникнуть непонимание. Когда в книге есть картинки с гномиками, то проще объяснить ребенку, кто это. Но если не видеть, то очень сложно понять — в тексте сказки довольно скупой язык. И лучше всего, если на картинках будут диснеевские персонажи. Благодаря Диснею весь негатив из этой сказки вычеркнут.

Русские народные сказки про репку и Курочку-Рябу тоже стоит рассказывать малышу. Эти сказки немного абсурдные, но польза от них есть. Ребенок начинает узнавать животных и простые предметы — яичко, репка.

Как читать малышу сказку
Перед чтением ребенка необходимо предупредить: сейчас я расскажу сказку (или страшную сказку), которая тебя научит тому-то и тому-то. А после прочтения надо поговорить с малышом, спросить, что он понял из этой сказки. И это стоит делать не в три года, а с пяти лет, когда уже начинает включаться понимание вещей посложнее. Достаточно простого ответа от ребенка, не стоит ждать развернутого. Задавайте простые вопросы. Потом через некоторое время стоит перепроверить усвоенное.

Девочка-принцесса: к каким проблемам приводят розовые мечты из детства
Какие сказки читать маленьким девочкам
«Дюймовочка» — сказка о сильной девочке, которая вышла удачно замуж, как и Золушка. При этом путь ее был тернист, но она отказалась от толстосума-крота. Это тонкая и даже психотерапевтическая сказка для девочек. Мальчик в ней ничего для себя не возьмет, она не вызовет у него эмоций.

Образ героини в «Золушке», с одной стороны, правильный. Она работала, развивалась, розы поливала, натирая полы, училась танцевать. Ей ничего не досталось легко. А с другой стороны, какие ценности сказка продвигает? Замуж все непременно за принца хотят выйти. Еще момент: Золушка любила мачеху и сестер и ничего плохого о них не говорила. На этом стоит акцентировать внимание. Только за это добрая фея подготовила ее ко встрече с принцем.

«Красавица и чудовище» — тоже положительная сказка для девочек. Там есть немного жертвенности — дочка ради отца приносит себя в жертву обстоятельствам. Этой жертвенности стоит учить дочку, это один из элементов доброты (Мнение редакции может не совпадать с мнением эксперта — Прим. Ред.). К тому же она учит, что даже в чудовище можно рассмотреть настоящего человека. И полюбить, и быть преданной, а самое главное — сдержать свое слово. Когда девочке исполнится 10-11 лет, стоит вместе с ней читать сказки «Красавица и чудовище» или «Аленький цветочек» — на их примере дочке можно многое объяснить о жизни.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>