Несмотря на то, что сейчас актуальная повестка несколько сместилась от природных проблем — к человеческим, своей актуальности они не утратили (к сожалению). Мировые исследования показали: 85% родителей считают, что с детьми необходимо разговаривать о климатическом кризисе, но только около половины подтвердили, что говорили об этом со своими детьми.
По мнению «Просвещения», чей проект LifeSkills по развитию экологической, финансовой и правовой грамотности среди школьников набирает обороты, ключевая проблема в том, что дети не видят всю картину целиком.
Школьники читают что-то в социальных сетях, потом пытаются найти ответы в интернете или через разговор со сверстниками. Мы не всегда можем гарантировать подлинность информации, и в итоге уровень эмоционального стресса растет, а уровень знаний — нет.
Как говорить с ребенком, чтобы сохранить доверительные отношения, спокойствие и научный подход?
как говорить с ребенком об изменении климата
ФотоiStock
До 6 лет:
Дошкольники еще слишком малы, чтобы воспринимать серьезную информацию о климатических изменениях. Но уже с этого возраста можно начать воспитывать любовь и уважение к природе — через разговоры о временах года, циклах жизни растений, игры, а также при помощи обучения базовым ценностям заботы об окружающем мире.
Детям важно подавать личный пример: ходите вместе на субботники, сортируйте мусор, выезжайте на природу — и красоту живого мира покажете, и время весело проведете вместе.
Оставайтесь спокойным во время разговоров о любом, в том числе климатическом, кризисе — признавая проблему, успокаивайтесь тем, что она решаема. В такие моменты детям важно чувствовать, что вам не все равно.
Примеры фраз:
«Планета — наш дом, поэтому мы должны заботиться о ней, чтобы она была безопасным местом для жизни»
«Природа часто болеет, это правда, но над ее лечением работает много людей. Они неплохо справляются, но и мы с тобой можем им помочь»
«К сожалению, из-за машин и заводов в воздух попадает много грязи. Эта пыль действует как одеяло, и это одеяло нагревает планету. Тебе ведь тоже не нравится, когда душно и жарко?»
7-12 лет
В возрасте 7-12 лет дети уже интересуются наукой, понимают последствия изменения климата и эмоционально вовлечены в обсуждение «взрослых проблем». Это подходящее время, чтобы научить ребенка проговаривать, называть свои чувства и практиковать эмоциональную устойчивость по любой из них.
Ребенок, сопереживая, может быть подавлен, поэтому важно учить его переключаться между тревожными новостями о климате и развивать инструменты для саморегуляции эмоциональных реакций. Эти важные жизненные навыки необходимы для успешного ориентирования в современном мире, особенно в условиях обострения климатических проблем.
Дети этой возрастной группы действительно заинтересованы в том, чтобы изменить мир к лучшему. Именно поэтому совместный поиск способов заботы об окружающей среде может не только улучшить ваш микромир, но и сблизить вас с ребенком.
Примеры фраз:
«Ты что-то слышал об изменении климата? Твои друзья говорят о таких вещах?»
«Мы можем вместе придумать варианты того, как помочь планете»
«Какие эмоции ты испытываешь? Можешь назвать их? Хочешь, я поделюсь с тобой простыми способами, как можно успокоиться?»
3+ лет
Момент поступления в старшую школу — естественное время для размышлений о будущем. В этом возрасте ребенок уже умеет искать ответы на любые вопросы самостоятельно.
Лучше сосредоточиться на том, чтобы быть собеседником, которому ребенок сможет доверять. Тут важно поддержать разговор на волнующие темы, опираясь на проверенные и надежные источники информации.
Примеры фраз:
«Я понимаю, что это сильно волнует тебя, но я действительно верю, что мы можем повлиять на это и изменить ситуацию к лучшему»
«К сожалению, у меня нет ответов на все вопросы. Но знай, что я действительно открыт для всего, что ты чувствуешь и думаешь, я всегда готов тебя выслушать»
«Как я могу тебя поддержать? Мне помочь тебе узнать об этом больше? Знай, что я рядом, ты всегда можешь поделиться своими чувствами. Я не буду осуждать тебя или пытаться что-то исправить».
Считается, что родители должны знать ответы на все вопросы, поддерживать ребенка в моменты, когда он расстроен или взволнован. Возможно, именно поэтому родителям особенно трудно говорить о климатических проблемах, у них возникает соблазн сменить тему или вообще не говорить об этом. Но имейте в виду: детям не нужно, чтобы вы всt знали и разгадывали их чувства. Им важно чувство надежности и контроля ситуации, и осознание, что в их жизни есть близкие люди, с которыми возможен открытый и безопасный диалог.
Комментарии