Сейчас, когда можно купить жевательную резинку любых видов, трудно представить себе, что в СССР эпохи застоя существовал самый настоящий «культ жвачки». Да и на Западе она «прижилась» далеко не сразу…
«Освежающая дыхание»
Жевательную резинку, состоящую из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых иароматических добавок, начали производить в 1848 г. в Бангоре (штат Мэн, США) на фабрике Джона Кёртиса.
Первоначально все производство размещалось в четырех котлах. В одном из них выпаривались примеси из хвойной смолы, в трех других готовилась масса для будущих изделий с добавлением легких ароматизаторов. Резинка выпускалась трех видов: «Белая гора», «Сливки с сахаром» и «Лакричник Лулу».
К 1850 г. производство значительно расширилось. Жевательную резинку стали разрезать на кубики, заворачивать в бумажную обертку и продавать по центу за две штуки. Кёртис вместе со своим братом основали компанию Curtis Chewing Gum Company. Они выстроили новую фабрику в Портленде, расширили ассортимент. Но увы, высокого спроса на продукцию Кёртисов не было: оформление упаковки выглядело слишком неказистым. К тому же, масса, из которой изготавливали жвачку, не слишком хорошо очищалась – в пачках порой попадались даже сосновые иголки. С началом же Гражданской войны в США братьям Кёртис и вовсе пришлось свернуть производство.
Однако идею оценили другие потенциальные производители. В 1869 г. известный нью-йоркский фотограф Томас Адамс начал производить жевательную резинку из мексиканского каучука. Именно на его фабриках родились знаменитые бренды «Блэк Джек» и «Тутти-Фрутти». Предприниматель Джонатан Примли создал специально для девушек марку Kiss me, а в 1891 г. на рынок вышла компания Wrigley Уильяма Ригли, придумавшая мятную Wrigleys Spearmint и фруктовую Juicy Fruit. В 1899 г. нью-йоркский аптекарь Фрэнклин В. Каннинг «изобрел» специальную жевательную резинку Dentyn, которая, если верить рекламе, «предотвращала разрушение зубов и освежала дыхание».
В ХХ в. профессор Колумбийского университета Холлингворт опубликовал научную работу «Психодинамика жевания», в которой утверждал, что жевание снижает стресс и напряжение мускулов, а также способствует расслаблению. Поэтому жвачку стали включать в солдатский паек (в дневной рацион американского солдата входила одна пластинка жевательной резинки).
«Идеологически вредный продукт»
Первое широкое знакомство со жвачкой для советских граждан состоялось в 1957 г., во время VI Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Приезжие иностранцы продавали ее «из-под полы» или просто дарили своим русским знакомым. Именно тогда родилась знаменитая фраза «Мир, дружба, жвачка!»
В 70-е гг. жевательная резинка (в США ее называли bubble gum — «резина для пузырей», так как с помощью жвачки можно было надувать пузыри) стала настоящим предметом культа среди советских детей и подростков. Все завидовали тем, у кого родные регулярно ездили за границу и могли привезти оттуда вожделенное лакомство. А кое-кто, не стесняясь, даже выпрашивал жвачку у иностранцев. Особенно такое «попрошайничество» процветало в крупных городах, таких, как Москва или Ленинград.
Да, жвачку, в отличие от конфет, нельзя было есть (вернее, проглотить ее было, конечно, можно, но это не имело смысла). Но и конфетами советские дети были не слишком избалованы. Их ассортимент на прилавках магазинов выглядел довольно скудным, а самые вкусные считались дефицитом, да и стоили слишком дорого, чтобы ежедневно ими угощаться. А вот резинку можно было жевать долго, пока не перестанешь ощущать ее сладкий вкус… Даже когда она становилась безвкусной, многие не выбрасывали липкий комок, а продолжали жевать. И нередко оставляли на следующий раз.
Импортная жвачка имела не только приятный вкус, но еще и красочное оформление. К тому же внутри упаковки можно было найти вкладыши с изображением персонажей популярных мультфильмов и комиксов, спортсменов, автомобилей… Среди детей стал нормой обмен обертками и вкладышами. Некоторые собирали целые коллекции этих бумажек. Популярны были игры с фантиками от жвачки. Кроме того, одну резинку могли жевать сразу несколько ребятишек по очереди – ведь рядом не было взрослых, чтобы напомнить о гигиене.
Официально эти увлечения не поощрялись. Педагоги нередко стыдили школьников за пристрастие к импортной жевательной резинке, а также манипуляции обертками и вкладышами от нее. Пионеров могли даже пропесочить на собрании за «преклонение перед Западом».
Мифы и действительность
В ходу была следующая страшилка (возможно, придуманная специально какими-нибудь идеологами с пропагандистской целью): будто иностранцы подсовывают в жевательную резинку бритвенные лезвия и другие острые предметы и дают детям, отчего те болеют и умирают. А еще – будто гости из зарубежья фотографируют, как ребенок берет жвачку, а после монтажа на снимке вместо жвачки виден кусок хлеба. Мол, в Советском Союзе дети ходят голодными, даже хлеба им не хватает…
Кроме того, постоянно говорилось о том, что жевательная резинка вредна для желудка и прочих органов, хотя на деле это оказалось мифом, никак не подтвержденным с медицинской точки зрения. А вот с тем, что жвачка прекрасно заменяет чистку зубов, никто, наверное, спорить не стал бы.
Так или иначе, никакая пропаганда не смогла заставить советских детей отказаться от дефицитной «вкусняшки». Впрочем, в середине 70-х в Советском Союзе наладили производство отечественной жевательной резинки нескольких сортов, а в начале 90-х, с приходом рыночной экономики, ее стало можно купить в каждом ларьке и магазине. Однако этот продукт все еще остается популярным, особенно среди молодежи и подрастающего поколения.
Комментарии