Почему советские дети умели ценить и беречь свои игрушки

Почему советские дети умели ценить и беречь свои игрушки

Получил новую машинку или куклу, поиграл 15 минут и забросил в дальний угол — планшет интереснее. Или сломал, безжалостно кидая об пол. Почему мы в своем детстве так не делали?

Для каждого малыша игрушка — обязательная часть его жизни: без игрушки немыслимо развитие эмоций, исследование окружающего мира и познание самого себя. А еще это инструмент для социализации ребенка — знакомства с правилами, принятыми в коллективе и обществе.

Знаменитый коллекционер и мастер-игрушечник Николай Бартрам почти сто лет назад сказал, что «каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху». В Советском Союзе у малышей был совсем другой ассортимент развлечений и отношение к ним.

ЕЛЕНА ИГНАТЬЕВА
Детское дошкольное и школьное образование
основатель образовательной платформы Smart School Pro

Хорошая игрушка была дефицитом
Эти замечательные, всегда наполненные смыслом, советские игрушки… Они сильно отличаются от современных. Игрушки возникали из потребности ребенка познать мир, попытками как-то его изменить. Поэтому они повторяли предметы из взрослой жизни — домашнего быта, профессии, хобби, спорта. В советских игрушках чаще всего не было надуманности, они выглядели реалистично.

В то время люди жили скромно, знали, что такое тотальный дефицит, и умели бережно относиться к вещам, и в том числе к игрушкам. Естественно, что и дома, и в садике, и в школе детям повторяли, что нужно аккуратнее обращаться с игрушками и книгами. Игрушки часто не покупали, а «доставали», а потому даже ребенок понимал: если игрушка сломается, очень невелика вероятность, что он получит такую же.

Игрушки покупали только по праздникам
В современном мире все доступно и в избытке. Раньше игрушки покупали по праздникам, а сейчас ребенок захотел — и ему купили, ведь для этого есть все возможности. Промышленность производит детские товары в огромном ассортименте, а в магазинах они представлены в разной ценовой политике — буквально на любой кошелек. Поэтому игрушки покупаются в больших количествах, заполняя зачастую все пространство детской, а потом такими же объемами выбрасываются. Игрушки сменяют друг друга с такой частотой, что ребенок не успевает привыкнуть к ней, эмоционально отреагировать.

Кстати, психологи рекомендуют не покупать много игрушек — чем игрушек меньше, тем лучше для ребенка.

Радости советского школьника: что было нашим счастьем, а для нынешних детей — странно и глупо
Детей учили бережному обращению с вещами
С раннего возраста ребенку объясняли, что нужно ухаживать за своими вещами, содержать их в чистоте и порядке. В те годы игрушки, книжки не выбрасывали — их пытались починить, продлить срок пользования, и дети принимали в этом участие. Например, скреплялись детали машинки, кукле шилось новое платье, порванные страницы книги склеивали. Нужно сказать, что большинство товаров для детей можно было исправить после поломки — они разбирались и собирались. Современные игрушки зачастую одноразовые, и ремонту не подлежат.

Кроме того, в советское время детей сызмальства приучали к труду и порядку. Уже двухлетних малышей просили убрать за собой игрушки. Тем самым отрабатывали алгоритм: взял — поиграл — положи на место. Дети постарше сортировали свои вещи по коробкам.

В каждой семье были стеллажи с книгами, а на полках красовались коллекции машин, самолетов, кукол. А в школе в кабинетах младших классов оборудовали мини-библиотеку — дети брали книги, чтобы прочитать, и возвращали на место.

Аккуратное обращение помогало сохранить игрушки и книги в хорошем состоянии, так что они переходили по наследству младшим братьям и сестрам. А может быть, до сих пор хранятся в родительском доме где-нибудь на антресолях или в кладовке.

Игрушки стоили недешево
Покупатели ценили детские товары за их высокое качество и функциональность. Требования к игрушкам были строгие, регламентированные ГОСТом — далеко не каждый вид пластика или сплава разрешали использовать. Это касалось и красителей и других компонентов для игрушек.

Нельзя сказать, что игрушки были незаметной покупкой для семейного бюджета. Пластиковые небольшие безделушки, и правда, стоили копейки в буквальном смысле слова. А на большие и редкие в продаже куклы, технику на батарейках, модели самолетов нужно было потратиться: например, при средней зарплате инженера в 110 рублей родители платили за кубик Рубика 4 рубля 50 копеек (а из-под прилавка его предлагали за 10-20 рублей), танк на пульте управления обходился в 25 целковых, а цена большой куклы могла быть 5-7 рублей. Конечно, дети безмерно радовались таким подаркам и берегли их.

В какие игры играют современные дети
Психологи предупреждают: растет поколение, воспитанное на вещах, которые имеют мало общего с российской действительностью. Такие развлечения вводят ребенка в культуру других народов. И если раньше образ русского воина-победителя был воплощен в соответствующих игрушках — былинные герои, герои войны, космонавты, — то сегодня это трансформеры-роботы, Бэтмен, Человек-паук.

Впрочем, в магазинах можно найти персонажи любимых с детства сказок и отечественных мультфильмов, которые учат детей добру и справедливости. А для старших дошкольников есть наборы-конструкторы, наборы для вышивания, а также инструменты. Эти игрушки научат детей быть самостоятельными, трудолюбивыми, заботиться о близких.

Как выбирать игрушки?
Помимо учета требований к техническим характеристикам игрушки, а именно: прочность материала, качество изготовления, безопасность для здоровья, надо, чтобы игрушки развивали и выступали как предмет деятельности ребенка. Игрушка должна развивать способности ребенка, но при этом, приносить ему радость и удовольствие.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>