Выбирая кружки и секции для ребенка, мы стремимся сделать так, чтобы у него был широкий кругозор, хорошие навыки коммуникации, опыт работы в команде и многое другое. Но в этой гонке за развитием важно сохранить главное — его мечты.
Сколько внешкольных занятий у вашего ребенка?
По данным Минпросвещения России, доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в 2019 году в целом по стране составляла 75%, а к 2024 увеличится до 80%.
Рынок дополнительных занятий для детей растёт со скоростью света, и ещё на этапе начальной школы ребёнок может попробовать себя во многих сферах и получить разный опыт. У родителя, и я сталкивался с этим не раз, возникает ощущение «мы уже везде опоздали»: взрослые переживают, что их ребенок проиграет, если не будет чего-то знать или уметь, поэтому порой записывают его сразу в несколько кружков.
Волноваться раньше времени не стоит. По моему опыту преподавания, главная задача ученика до 5-го класса — увидеть мир и понять, что ему интересно и близко, а уже после — набирать больше знаний и навыков (как универсальных для любой профессии, так и профильных для того дела, которое пришлось ему по душе и на котором он решил сосредоточиться). Безусловно, здесь дополнительное образование становится отличным помощником.
Однако загруженность ребёнка важно выстраивать исходя из его ресурса — необходимо сохранять баланс между развитием и свободным временем на отдых и общение со сверстниками. Помните, что перед вами маленький человек, который находится только в начале своего жизненного пути, и его нагрузка не должна быть чрезмерной — не стоит расписывать график малыша по минутам.
Я считаю, что ключевой критерий дополнительного образования — положительные эмоции ребёнка. Занятия ему должны нравиться, а не вменяться в обязанность. Тогда они помогут сформировать интерес и, главное, научить мечтать. А это то, что отвечает нашей глобальной цели — помочь ребенку в итоге стать счастливым человеком.
Как подбирать дополнительные занятия по возрасту
Внешкольные занятия в каждом возрасте отвечают разным задачам. Например, занятия в 6-7 лет, с одной стороны, помогают ребёнку научиться слушать и быть внимательным, а с другой — с раннего возраста познавать мир в его разнообразии. На этом этапе программа и глубина знаний — не самое главное. Основные факторы эффективности обучения — интерес ребёнка и атмосфера занятий. Стоит отметить, что здесь многое зависит от преподавателя и их взаимодействия с учеником.
В 8-12 лет ребёнку особенно важно научиться прислушиваться к себе и обращать внимание на то, что ему действительно интересно. Здесь уже большее значение приобретает программа курса и конкретные навыки, которые он получает. Отмечу, что до 12 лет долгосрочная мотивация у детей ещё не так хорошо развита, поэтому особенно ценно, когда ребёнок сразу видит результаты своего труда — ему так проще. Схема «научился-применил» поможет сохранить интерес и укрепить веру в свои силы.
Ваш ребёнок начал изучать цифровое творчество и на первом уроке научился создавать простую анимацию? Важно закрепить успех практической задачей — например, сделать для бабушки с дедушкой анимированную новогоднюю открытку.
С 13 лет дети уже начинают более серьёзно задумываться о выборе своего пути и о будущей профессии. Здесь важно дать подростку больше информации о том, как устроен взрослый мир — это поможет ему определиться с направлениями, в которые он хочет погрузиться, а значит, у него появятся большие шансы воплотить в жизнь свои мечты.
Приведу пример. Несмотря на то, что я 12 лет преподаю цифровые навыки и осознаю перспективы развития в ИТ-сфере, я не стал настаивать на том, чтобы мои дети уже сейчас занимались программированием — ввиду их возраста (6, 9 и 10 лет) мы пока только пробуем разное и стараемся выявить склонности и интересы каждого.
Конечно, они видят, как я преподаю, спрашивают о том, что их увлекает, таким образом мы формируем «спрос на будущее» — создаем интерес, который в дальнейшем может даже перерасти в профессию — но мы с женой никак не настаиваем. Своим детям я стараюсь дать возможности и инструменты, которые помогут реализовать их мечты. Важное уточнение: их мечты, а не наши с супругой.
Как выбрать школу для дополнительного образования?
Посетите пробный урок — возможность теста сейчас есть практически у любой школы. Самым важным критерием станет обратная связь от ребёнка: было ли ему интересно и хочет ли он продолжать занятия. Обратите внимание на общение ребёнка с преподавателем: от того, смог ли он установить связь с учеником, во многом зависят вовлечённость студента и успех обучения.
Почитайте отзывы — простой и доступный инструмент, который поможет больше узнать о школе и посмотреть на неё глазами реальных клиентов.
Посмотрите на результаты учеников — они покажут эффективность программы и многое скажут о квалификации преподавателей.
Помните про принцип «не обязанность, а радость» — если ребёнок спешит на занятие и стремится поделиться своими успехами, вы точно попали в цель.
выбор кружков и секций для детей
А что делать, если не получилось?
Без паники! Одна из целей дополнительного образования — отсечь заведомо неперспективные пути развития для ребёнка. Если навык, который начал получать ученик, «не прижился», это только сужает круг поисков и помогает сконцентрироваться на том, что ребёнку действительно близко.
Например, мои родители — музыканты, и конечно, они отвели меня в музыкальную школу. Знаете, почему у меня остались тёплые воспоминания о занятиях и мне периодически хочется вернуться к инструменту? Я закончил заниматься ровно в тот момент, когда уроки перестали приносить мне удовольствие. Я понял, что данная профессия — не моё, и нашёл себя в другом. Родители поддержали мое решение. Не расстраивайтесь, если какой-то дополнительный навык не подошёл — продолжайте поиск того, что нравится и подходит ребенку.
Хотя встречается и другой сценарий, когда, казалось бы, не самый успешный студент не хочет оставлять предмет и берёт упорным трудом. У меня был ученик Давид, у которого никак не ладилось с информатикой. Мы несколько лет пытались победить эту науку, но в 9-м классе решили смириться и сделать упор на математику, с которой у него всё было прекрасно.
Мы стали уделять больше внимания этой дисциплине, а в информатике шли по стандартной программе, плюс я рекомендовал материалы для самостоятельного изучения, например, программы образовательного центра «Сириус».
И парень меня по-настоящему удивил! Он решил доказать, что может быть успешен во всем, в чем пожелает, — он не бросил информатику и продолжил попытки разобраться в предмете. И постепенно все труды — и предыдущее обучение, и обучение по материалам — дали результат.
Спустя два года Давид получил 100 баллов на ЕГЭ по информатике, поступил в НИУ «Высшая школа экономики» на факультет компьютерных наук и стал одним из сильнейших студентов на потоке. Вера в себя, возможность получать знания и готовность прикладывать большие усилия стали ключевыми факторами успеха.
Помните, мы учим детей не для того, чтобы сделать их профессионалами. Прежде всего мы стремимся помочь им стать счастливыми людьми. И если мы поставим во главу угла интересы и мечты ребёнка, шансы увидеть его улыбку и благодарность — стопроцентные.
Комментарии