Колики, срыгивания, запоры, болезненное отхождение газов, повышенный или сниженный мышечный тонус, беспокойное поведение под грудью… Эти состояния так часто беспокоят малышей первых месяцев жизни и их родителей, что причислять их к болезням, казалось бы, неправильно. С другой стороны, утешаться советами «перерастет» или «само пройдет» готовы не все, и детей все же начинают лечить… Но прежде чем бежать в аптеку за чаем от колик или смесью от срыгиваний, неплохо бы разобраться в природе перечисленных и еще многих других недугов. Перинатальные психологи убеждены, что все эти состояния младенцев относятся к психосоматическим расстройствам.
Страдают чувства — болеет тело
Психосоматика — это направление в медицине, которое пристально изучает влияние чувств и эмоций человека на его тело. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), от 38 до 42% всех пациентов, имеющих телесные недомогания, страдают от психосоматозов — болезней, в возникновении которых существенную роль играет психическое состояние человека. На сегодняшний день к ним относят, например, ишемическую болезнь сердца, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, нейродермит и бронхиальную астму.
Среди детей психосоматические заболевания тоже совсем не редкость, так как несмотря на все достижения прогресса во благо человечества количество неблагоприятных факторов, влияющих на психику ребенка, только возрастает. По данным многих авторов, психосоматозы составляют до 40% от всех зарегистрированных болезней у детей. К самым ранним психосоматическим расстройствам относят такие недуги, как колики, срыгивания, расстройства пищеварения, в том числе запоры и болезненное отхождение газов, мышечную дистонию, слабость сосательного рефлекса, проблемы сосудистой, дыхательной и сердечной систем, головные боли, а также все виды беспокойного поведения под грудью — вплоть до полного отказа от груди. Сразу оговоримся: речь не идет о детях, уже родившихся с теми или иными патологиями. Речь идет о здоровых детях, которые приобрели подобные заболевания уже после родов, в процессе взаимодействия с матерью и другими взрослыми в их окружении. Дети изначально больные, безусловно, нуждаются в пристальном лечении, хотя и в их случае нельзя исключить психосоматический фактор возникновения патологии.
Как же запускаются психосоматические механизмы? Приведем типичный пример из жизни.
Если не хватает мамы…
Новорожденный малыш лежит спокойно у себя в кроватке. Сухой, накормленный, одетый. Вроде бы, никаких внешних причин для беспокойства по его поводу нет: родители сделали для крохи все, что считали важным. И вот лежит он такой маленький, и — представьте себе! — заскучал по маме. Ведь ему только 2-3 недельки от роду, он еще не успел отвыкнуть от девятимесячного общения с ней внутри ее живота. А мама то пустышку вместо себя предложит для успокоения, то включит веселый мобиль над головой, то просто будет качать кроватку туда-сюда, «чтоб не капризничал». И удивляется: «Что ему еще надо? Его покормили, переодели, на спинку в полезное положение уложили. Если будем брать на ручки — так он чего доброго и привыкнет еще, избалуется!» Только вот невдомек бедной маме, что кроме физических потребностей у малыша есть еще целый список гораздо более существенных психологических потребностей, от удовлетворения которых зависит, вырастет ли он здоровым и счастливым, станет ли человеком с большой буквы.
Это потребность в любящем контакте глаз, потребность в нежных и частых прикосновениях, потребность как минимум еще на протяжении 9 месяцев быть рядом с мамой — только уже не внутри нее, а снаружи, на руках и у груди: чтобы слышать привычный ритм сердцебиения, чувствовать знакомую вибрацию голоса и обонять знакомые запахи. Одним словом, у малыша есть большая потребность в любви — и задача родителей дать ему эту любовь почувствовать, причем теми путями, через которые она до крохи «дойдет»: ношение на ручках, частые и продолжительные кормления грудью в ответ на просьбы о сосании, совместный сон, незамедлительная реакция на плач, помощь в устранении и предупреждении любого дискомфорта, готовность делиться с ним своим временем, душевными и физическими силами, терпеливое обучение жизненным навыкам.
Если же малыш не получает этой любви в той степени, в которой ему необходимо — например, если уход за ним организован по правилам ухода за детьми в приютах (бесконечное лежание в кроватке, кормление по режиму, отсутствие ношения на руках, отдельный сон), — то он начинает искать любые доступные способы для восполнения этой нехватки. Первое, что он усваивает: «Если я не заплачу — на меня не обратят внимания». И очень успешно «научается» плакать. Затем малыш начинает плакать все больше и безутешнее — ведь именно так ему обеспечен необходимый продолжительный контакт с любимой мамой, только в этом случае она будет носить его на ручках и нежно утешать.
Если и этого недостаточно — мама, например, сторонница устранения детского плача по методикам Бенджамина Спока — то организм крохи выдает какой-нибудь тревожный симптом. Появляются срыгивания, вздутие живота и любые другие проблемы, цель у которых одна: обратите на меня внимание, наконец! «Слава Богу, теперь уж родители проявили свою заинтересованность во мне — буду болеть дальше, а то опять оставят одного!» Диагнозы могут быть самыми разными. Но цель достигнута. Контакт установлен.
Приведенный пример, конечно же, очень условный. В жизни бывают ситуации посложнее. Помню одного мальчика, у которого в пять месяцев «вылезла» паховая грыжа. Психосоматическая причина была налицо: с рождения этого карапуза обливали холодной водой, причем реагировал он на закаляющую процедуру крайне отрицательно. Но что детский плач увлеченным родителям! Как им сказали на курсах по подготовке к родам, только обливания — залог здоровья подрастающего поколения. К большому счастью крохи, после обнаружения грыжи закаливающие процедуры прекратились. А диагноз остался, причем надолго.
Откуда берутся психосоматические заболевания
Назовем три основные причины «обычных» болезней младенцев.
Во-первых, для профилактики возникновения младенческих психосоматозов очень важны спокойная беременность и мягкие, по возможности без медикаментозных вмешательств, роды. Самый ранний опыт обычно оставляет наиболее глубокий след в психике человека. Поэтому если мы хотим, чтобы состояние здоровья нашего малыша было близко к идеальному — будем стараться, чтобы и вынашивание крохи под сердцем и его появление на свет протекали в условиях, близких к идеальным.
Во-вторых, существенное влияние на психологическое состояние малыша оказывает внутреннее состояние самой матери. Речь не идет о том, что кормящей женщине нельзя расстраиваться или сердиться. Суть в другом: важно, чтобы душевный мир матери был ориентирован на ребенка. Чтобы в системе ее жизненных ценностей он занимал одно из первых мест. Чтобы в сердце и мыслях женщины царило полное принятие ребенка и своей материнской роли. Если же молодая мама занята устройством своей личной жизни, решением своих собственных внутренних или внешних проблем и задач, если женщина не хотела этого ребенка, если он нарушил ее планы, если разочаровал пол младенца или просто не включился материнский инстинкт (вследствии применения в родах обезболивания, например) — то наладить глубокий и доверительный контакт с малышом будет непросто. Страдать же от этого будут оба — и мама, и дитя.
В-третьих, в возникновении колик, срыгиваний, повышенного метеоризма и других распространенных младенческих недугов не последнюю роль играет психологическое состояние самого ребенка. В чем же причины психологического дискомфорта у младенцев? Вопрос на самом деле не требует сложного ответа. Понаблюдайте сами за своим чадом. От чего ребенок плачет? Что с ним происходило до начала беспокойного поведения? Какие действия взрослых ему не нравятся? В каких ситуациях он излучает комфорт и довольство жизнью? Что нужно сделать, чтобы успокоить его? После таких наблюдений вы откроете одну простую истину: принятый сегодня стиль ухода за детьми далек от удовлетворения их истинных потребностей. Вот послушайте: «он капризничает, потому что не любит надевать шапку», «ему не нравится прочищать носик», «он неадекватно воспринимает воду», «не умеет засыпать», «боится прогулок в коляске» и т.п. Так может, не стоит делать того, чего он «не любит», «не воспринимает», «боится» — даже если на этом настаивают родительские энциклопедии и приверженцы приютского (помните?) стиля обращения с детьми?
А что же тогда делать? Этого современные родители и не знают. К сожалению, наша жизнь так устроена, что всем премудростям ухода за детьми мы обучаемся на своих же первенцах — мы не нянчили множество братьев-сестер-племянников, не видели наших матерей в процессе неоднократного «выращивания» потомства. Не зная и не умея всего этого, мы лишь можем всеми силами прислушиваться к своему маленькому чуду и пытаться удовлетворять его базовые потребности. Контакт с матерью — не урывками, а так же, как и в утробе, постоянно; отсутствие боли; защита от резких воздействий окружающей среды (холод, ветер, запахи незнакомых людей); сон в комфортных безопасных условиях (пока маленький — только рядом с мамой); частые кормления; помощь в опорожнении кишечника и мочевого пузыря; незамедлительные утешение и успокоение; тепло и уют. Внимательная мама всегда отреагирует на признаки недовольства малыша и найдет единственно верный способ устранения дискомфорта и его причин — вместо того, чтобы обвинять во всем загадочные «колики» или характер карапуза.
О том, как же все-таки избавить малыша от младенческих недомоганий или предотвратить их появление — в следующей статье.
Комментарии