Марьяна Безруких, профессор, академик Российской Академии Образования, доктор биологических наук, вместе со своими коллегами давно изучают факторы современного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и их влияние на обучаемость. Среди них семейное обучение, неадекватные требования, раннее развитие, замена живого общения техническими средствами и многие другие. Основательный набор для одного маленького ребёнка. Если вы ещё спешите отдать ребёнка на английский в два года и разбудить в нём гения, записав на 10 кружков одновременно в 3 года и научить читать в 4, а также сомневаетесь, какую форму обучения и какого учителя выбрать, прочтите это интервью.
– Марьяна Михайловна, на семейной конференции Selfmamapuzzle, посвященной образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста, Вы говорили о современных тенденциях в образовании. Уверена, и тем родителям, которые не были на конференции, было бы полезно принять к сведению многие факты из Вашего доклада. Расскажите, пожалуйста, о самых распространенных сегодня мифах развития детей-дошкольников и младших школьников и о том, что на самом деле важно для успешного обучения детей.
– Особенности социо-культурной ситуации, то, в каких условиях растут дети, играют одну из главных ролей в развитии детей. Сегодня социо-культурная ситуация очень сильно изменилась. Существует несколько факторов, над которыми родителям стоит задуматься. Первый фактор – это домашнее воспитание. Сейчас значительная часть детей не ходит в детский сад и очень часто дети не ходят даже ни в какие группы. Это порой создает трудности с социализацией ребенка уже в школе. Хотя я не склонна считать, что семейное воспитание может быть хуже, чем воспитание в детском саду. Бывает по-разному. Если дети имеют возможность общаться со сверстниками, с чужими взрослыми – это социализации не вредит. Бывают так называемые несадовские дети. А некоторым детям лучше в садике. Например, если мама возбужденная, несдержанная. Она может быть и хочет дать ребенку очень много, но ему лучше иметь еще и опыт общения со спокойным взрослым в детском саду, даже если он не получит того объема информации, который способна дать мама.
– Как маме понять, что она такая мама и что лучше отдавать ребенка спокойному взрослому?
– Мама себя знает. И в общении с ребенком есть одно золотое правило. Мама должна быть ровной, спокойной, доброжелательной и улыбчивой. Но если мама знает, что у нее резкие перепады настроения, если она может на ребенка накричать, а потом к сердцу прижать, то для ребенка это очень тяжелая ситуация, несмотря на то, что эта мама может очень много вкладывать в ребенка или захотеть вкладывать. В таком случае лучше спокойный взрослый. И даже если ребенок чего-то не дополучит в какой-то студии, у него сохранится здоровье. Сорвать здоровье, особенно психическое здоровье ребенка, очень просто.
– Каким образом эта несдержанность влияет на ребенка?
– Несдержанность всегда влияет негативно и на здоровье, и на развитие. У вас просто вырастет ребенок-невротик. Здесь даже нет каких-то вариантов, потому что очень тяжело жить в ситуации, когда мама несдержанная или есть рассогласование требований в семье, когда у папы одно мнение, у мамы другое, а у бабушки третье. Такое положение вещей будет сказываться на развитии, несмотря на то, что ребенку будет уделяться много внимания.
– В ситуации, когда ребенок не ходит в садик, как часто ему следует общаться со сверстниками и другими взрослыми, чтобы гармонично развиваться и социализироваться?
– Каждый ребенок индивидуален. Есть ребенок, который готов играть с детьми. К примеру, три часа он находится на прогулке и три часа будет с удовольствием играть. А есть дети, которые будут готовы играть 15 минут и больше играть они не могут в силу разных обстоятельств. Как правило, если в семье взрослые общаются друг с другом спокойно, доброжелательно, если взрослые очень коммуникативны, то и дети такие же. Но нужно не забывать, что если речь идет о дошкольниках, то очень важен уровень речевого развития. Ребенку с плохой или несформированной речью общаться будет очень сложно. Если он совсем маленький, он подойдет, отберет игрушку, что-то сделает, но играть он не сможет. Ребенок, который может, скажем, в пять лет подойти к детям, познакомиться, включиться в игру и играть какое-то время, который может кому-то уступить, может с чем-то согласиться, не бежит плакать, что ему что-то не дали, – это ребенок, который хорошо общается. В более раннем возрасте бывает по-разному. Проблемы общения, как правило, сразу видны, и родители о них очень хорошо знают.
Раннее развитие: польза или вред
– Какие ещё мифы развития сегодня преобладают?
– Первый и главный – ребенок должен научиться всему как можно раньше, так как потом «окно развития» закрывается. Знакомое многим название книги о воспитании и развитии детей «После трех уже поздно» – отражает суть этого мифа. Стремление родителей как можно раньше и как можно больше дать знаний. Например, когда ведут на английский с двух лет, когда стараются как можно раньше научить читать и так далее. Мы с коллегами много лет занимаемся этими вопросами. Вообще, раннее стимулирование чего бы то ни было не ускоряет развитие, а тормозит. И особенно, если при этом присутствуют насильственные требования, когда от ребенка требуют, но он еще не может.
На конференции я показывала родителям движения глаз в процессе чтения у плохо читающего ребенка, которого научили читать очень рано. У такого ребенка очень сложный процесс движения глаз. Увидев слайд с рисунком движения глаз, зал ахнул. Когда просто рассказываешь – это одна ситуация, а когда родители видят конкретные вещи, ситуация меняется.
– Что касается раннего развития и в частности раннего изучения языка, как лучше выстроить этот процесс и когда начинать?
– В случае с языками есть два варианта. Если ребенок погружен в среду, как бывает с билингвами или трилингвами, когда папа говорит на английском, мама на польском, – это одна ситуация. Ребенок живет в такой среде. В этом случае применима методика «один родитель – один язык». Она очень распространена в Европе. То есть папа говорит на своем, мама на своем языке. Не должно быть смешения, потому что дети-билингвы в речевом развитии немного отстают от детей-монолингвов. В дальнейшем это может быть их преимуществом. Но одно дело ситуация погружения, когда они живут в среде, и другое дело уроки. Как, например, у нас. Мы хотим, чтобы ребенок учил английский. И вот два раза в неделю к нему приходит учительница и по двадцать минут поет с ним песенки. А потом он употребляет английское слово в русской речи. Хуже ситуации нет. Особенно тогда, когда у ребенка не очень хорошо идет процесс формирования родной речи, родного языка. Таким образом, если есть проблемы в развитии речи, в звукопроизношении, в запасе слов, в грамматическом строе предложения, если ребенок в четыре года еще не может ничего рассказать, не может задать вопрос, не может пространно ответить на вопрос – не стоит учить иностранный язык. Вы просто осложните ребенку жизнь. Если хорошо сформирована родная речь, то другое дело. Но тогда очень важно, какой у ребенка учитель и какую методику он использует, а также как идет эта работа. К сожалению, то, что я вижу сегодня – пустая трата времени. После таких занятий ребенок идет в первый класс и начинает все сначала в языковой школе или со второго класса в обычной школе, учит язык много лет, но не многие знают иностранный язык.
Комментарии