В старших классах школы и после ее окончания подросткам часто приходится принимать решения, к которым их мозг еще не готов, считает автор книги «Переходный возраст» Лоуренс Стейнберг. Именно отсутствие нужного уровня самоконтроля ведет к решениям бросить учебу или работу. Может, не так и неправы родители, которые во всем контролируют своих детей? Вот четыре правила, выполнение которых труднее всего дается подросткам, но следовать им необходимо для достойной жизни в будущем.
Социология выделяет четыре основных правила поведения в обществе, которых следует придерживаться, чтобы иметь достойную жизнь.
Получите образование, по крайней мере диплом о высшем образовании, а по возможности учитесь дальше.
Не рожайте детей вне брака.
Не нарушайте закон.
Если вы уже получили образование, всеми силами старайтесь всегда быть занятым: если у вас есть работа, не увольняйтесь, пока не найдете новую, а если вы безработный, беритесь за любое предложение.
Конечно, нарушение какого-то из этих правил не приведет к катастрофе: есть примеры и неженатых родителей, и правонарушителей, и безработных, и тех, кого исключили из университета, но этим людям удалось избежать ловушки бедности. Тем не менее статистика показывает, что соблюдение этих правил практически всегда гарантирует хороший результат.
Роберт успел нарушить все четыре правила еще до того, как ему исполнилось двадцать два. На момент завершения нашего исследования он отбывал длительный срок за грабеж в тюрьме штата Аризона. Насколько мне известно, он все еще за решеткой.
Потеря работы и нежелательная беременность — из-за низкого самоконтроля
Потеря работы и нежелательная беременность — из-за низкого самоконтроля
У этих четырех правил есть две общие черты. Первая: каждое из них в какой-то степени связано со способностью отказаться от немедленного вознаграждения.
Получение образования требует сильного навыка самоконтроля и способности справляться с иногда скучной рутиной для достижения долгосрочной цели — получения диплома.
Воздержание от небезопасного секса требует силы воли, чтобы отказаться от возможности немедленного удовольствия ради долгосрочного преимущества (отсутствия необходимости воспитывать ребенка в бедности или возможности продолжить обучение без бремени родительства).
Нарушение закона, особенно в подростковом возрасте, обычно бывает импульсивным порывом, мотивированным возможностью получить немедленное вознаграждение (например, наличные деньги, украденные вещи или наркотики).
Отказ от работы по причине того, что она «недостаточно хорошая», или увольнение с работы «в никуда», вероятно, объясняется тем, что получение немедленного вознаграждения (скорее всего, в виде свободного времени) кажется более притягательным, чем возможность получить более крупное вознаграждение в будущем.
На выбор человека, несомненно, оказывают влияние условия внешней среды, но если сравнить выборку людей, следующих этим правилам, и выборку людей такого же социального положения, которые этих правил не придерживаются, то у второй группы окажется выше уровень восприимчивости к вознаграждению и ниже уровень самоконтроля, как это было у Роберта.
С участниками нашего исследования мы познакомились, когда они были в подростковом возрасте, поэтому не располагаем подробной информацией об их детстве. Сложно с уверенностью утверждать, что способствовало развитию хронического импульсивного поведения у Роберта. Однако в ходе других исследований, где за участниками наблюдали с самого рождения, выяснилось, что все факторы, влияющие на формирование в будущем противоправного поведения, связаны с неспособностью развития адекватной саморегуляции: это осложнения при родах, стресс и психологические травмы, бедность, суровость воспитания, пристрастие к алкоголю и наркотикам в раннем возрасте.
Каждый из этих факторов оказывает негативное влияние на нормальное развитие префронтальной коры головного мозга. Смею предположить, что, если бы у нас появилась возможность заглянуть в прошлое Роберта, мы обнаружили бы там несколько из этих факторов.
Мозг подростка не готов принимать важные решения
Вторая общая черта для всех четырех правил: все они касаются ситуаций, обычных для подросткового возраста. Крайне редко такие решения приходится принимать до наступления подросткового периода. Конечно, эти ситуации могут возникнуть у молодых людей в возрасте около 30 лет, но обычно они уже получили достаточно жизненного опыта и обладают достаточно развитыми когнитивными способностями, чтобы справиться с ними разумно.
Представьте себе, что вы пришли на консультацию к специалисту, чтобы получить совет относительно этих жизненных ситуаций. Вы записываетесь у администратора, и он сообщает, что в данный момент свободны два консультанта: одному из них 17 лет, а второму — 30.
Итак, вам нужен совет по одному из этих вопросов: остаться в школе или бросить, рожать ребенка или нет, бросить работу или остаться. К кому из консультантов вы бы обратились?
Немногие решились бы советоваться с 17-летним подростком. При этом очень многие подростки принимают подобные решения самостоятельно. Увы: самые важные решения, от которых зависит вся дальнейшая жизнь и судьба, человеку приходится принимать на том жизненном этапе, когда его способности к зрелому мышлению еще не полностью сформировались.
Комментарии