Бесконечная череда просмотренных мультфильмов и проигранных видеоигр, вредность которых для психики маленького человечка известна любому родителю… Знаем, понимаем, но ничего с этим не делаем. Ничего не предпринимаем. Почему?
Да потому, что зачастую некогда. Некогда отвлечь, заинтересовать ребенка другим занятием. Не хватает сил запретить. Не хватает терпения объяснить, почему нельзя. В итоге, когда мы, наконец, находим полчаса для совместного с ребенком времяпрепровождения, ребенку это уже оказывается не нужным. Точно так же, как мы выбираем домашние хлопоты, ребенок на нашу просьбу порисовать или почитать вместе, выбирает любимый мультфильм. Что делать? Неужели время безвозвратно упущено? Как заставить малыша изменить вредным привычкам, выключить телевизор и взять в руки карандаш?
Выход есть! Но для этого стоит включить фантазию, самому на время стать ребенком, поговорить с малышом на его языке. Ведь даже будучи взрослыми, мы скучным монотонным лекциям и семинарам предпочитаем живые игровые тренинги. Вот и с ребенком все занятия стоит строить в виде игры.
Игра-упражнение №1. Рельсы-рельсы
Рисовать известные считалочки – это очень весело. Малыш у удовольствием и улыбкой возьмет в руки карандаш после того, как вы ему покажете, как можно рисовать под известную считалочку «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…» (рисуем рельсы, а поперек им шпалы).
«…ехал поезд запоздалый…» (с поездом малышу нужно будет помочь, а вот колесики к вагону он и сам с помощью карандаша-фломастера сможет изобразить),
«… из последнего окошка…» (попросите ребенка нарисовать в вагоне поезда последнее окошко),
«… вдруг посыпался горошек…» (горошины малыш нарисует с энтузиазмом, будьте уверены!),
«пришли куры поклевали» (покажите малышу, как рисовать следы куриной лапки),
«пришли гуси пощипали» (рисуем следы от гусиных клювиков),
«пришел слон потоптал» (рисуем большие кружки – следы слона),
«пришла слониха потоптаталась» (рисуем следы чуть поменьше),
«прибежал слоненок — потоптался» (рисуем совсем маленькие следы слоненка),
«пришел дворник…» (рисуем метлу для дворника),
«…все подмел…» (ребенок с восторгом поверх всего рисунка рисует каляки-маляки, якобы подметая).
Вот такое упражнение. На первый взгляд может показаться, что баловство. Но, обратите внимание, в процессе игры ребенок учится рисовать прямые линии, кружки и несложные фигуры. После рисования предложите ребенку сделать массаж под эту считалочку. Он будет в восторге!
Аналогичным образом можно рисовать считалочку «Ровная дорожка, по кочечкам, по кочечкам, по ухабам и бух! в яму…».
Игра-упражнение №2. Водоворот
Многие дети любят наблюдать за водоворотами в ванной, когда мама выпускает из нее воду после купания. Предложите ребенку нарисовать водоворот. И пусть вначале он будет больше походить на непонятные каракули. Рисовать водоворот – это нескучно! А со временем он будет получаться все лучше и лучше. Спираль – это сложная фигура и она хорошо развивает моторику рук, готовит ребенка к письму.
Игра-упражнение №3. Книги-трафареты
Сейчас в продаже появились специальные книги из плотного картона. Они расскажут ребенку об определенной жизненной области (животных, растениях, космосе, технике, теле человека и т.п.). Помимо познавательной нагрузки такие книги содержат вынимающийся рисунок, выдавив который, мы получаем готовый трафарет. Под него можно подложить лист и предложить ребенку его обвести. Как и любые «обводилки», это упражнение также хорошо развивает ручную моторику. А если такую книгу-трафарет приобрести вам не удастся, то можно обзавестись набором линеек разной формы или офицерской линейкой, которая также содержит на своей панели массу трафаретов, которые можно предложить пообводить вашему малышу.
Игра-упражнение №4. Пунктирчик-волшебник
Сейчас в продаже имеется масса альбомов с упражнениями, которые обучают ребенка письму. Основная часть таких упражнений базируется на том, что малышу предлагается обводить различные формы по заготовленному пунктиру. Далеко не всем детям хватает усидчивости и терпения выполнять такие задания, хотя подаются они довольно интересно и разнообразно. Если все-таки ребенок отказывается обводить пунктир, ссылаясь на неинтересность или собственную усталость, то вспомните, чем малыш сейчас увлекается и интересуется больше всего. Может космосом? Тогда стоит сделать ему собственную заготовку-пунктир, скажем, нарисовать комету, а пунктиром проложить ее путь в ночном небе. Может автомобилями? Тогда нарисуйте автомобильчик, а пунктирчиком — дорогу, по которой он должен провести важный груз в место назначения.
Игра-упражнение №5. Всегда неожиданно: рисунок-близнец
Все дети любят сюрпризы. Поэтому следующее упражнение не оставит их равнодушными. Согните лист бумаги пополам и попросите ребенка взять в руки кисть и густо нанести краску по согнутому краю, используя различные геометрические формы. Можно пробовать рисовать половинку чего-то существующего (человека, солнца, бабочки, дерева), а можно просто абстракцию (пару кругов и квадрат, треугольник, веером расходящиеся линии). Теперь разверните лист и перегните его на другую сторону так, чтобы нарисованное отпечаталось на второй половине листика. Хорошенько прижмите половинки друг другу. Заинтригуйте ребенка, скажите ему, что внутри листа сейчас свершается волшебство, а потом с любопытством разверните лист. А теперь вместе попробуйте разгадать, на что похоже получившееся цельное изображение. Даже если вы рисовали половинку человечка, отпечаток может размазаться самым неожиданным образом. Скажем, человечек уже может больше напоминать сову или белочку. А может получившееся изображение больше похоже на инопланетное существо? Попробуйте! Для взрослых такое упражнение является своеобразной арт-терапией от повседневных хлопот!
Игра-упражнение № 6. Что нравится, о том и пою
Чем малыш по-настоящему увлечен сейчас? Может его заинтересовала стихия огня? Может его воображение будоражит булава из сказки «Катигорошек»? А может его интригует архитектура городского метрополитена? Попросите его изобразить предмет своей нынешней симпатии. Помогайте, подсказывайте ему в процессе и хвалите результат!
В заключение еще один совет. Если у ребенка что-то не получается или ваши предложения о совместных занятиях-играх не находят большого участия со стороны малыша, не огорчайтесь и не ругайте за это кроху. Предлагайте выполнять упражнения по частям и по очереди. И пусть большую часть работы сделаете вы сами — не беда, пускай ребенок наблюдает за вами, а может даже параллельно творит что-то свое, не совсем относящееся к предмету занятия. Смело классифицируйте полученный результат, как общий, и хвалите ребенка за его вклад.
И помните, главное начать фантазировать, главное начать прислушиваться к интересам ребенка, к его увлечениям, а далее сценарии игр-упражнений сами станут приходить Вам в голову и неизменно радовать и развивать ребенка!
Комментарии