Заболел старший — как уберечь младшего?
День первый
Субботним утром, 6 марта, наш старшенький проснулся. Вид у него был довольно здоровый. Но при этом он пожаловался на головную боль. Голос был немного охрипший.
— Илюшка, ты заболел?
— Нет, просто голова болит немного.
— Врача вызвать?
— Нет.
При этом наш ребенок никогда не боялся людей в белых халатах, и всегда был рад сходить к ним, даже при малейшем кашле. Но в это раз его ответ был категоричным. Ну и мы решили, что впереди три выходных (суббота, воскресенье и 8 марта — понедельник) — ребенок отлежится и будет к рабочим дням как огурчик.
Не тут то было, уже после обеда начала расти температура. При этом детская поликлиника работает только до 14 часов, а заявки на вызов врача принимаются только до 12 часов дня. Таким образом, мы остались без врача. Но особого беспокойства не проявляли. Думали обычная простуда.
Около 14 часов наш мальчик стал жаловаться на сильную головную боль. Градусник показывал 38,4. При этом малышу было трудно глотать. С огромным трудом мы заставили его пить чай с травками, медом, брусничным соком и малиной. Но Илья сдался — выпил. Потом погрузился в сон, который сопровождался бредом. Проспал он не долго, примерно с 1 час. Проснулся, но головная боль не прошла. Усилились жалобы на боль при глотании и чихании. Мы решили посмотреть его горло — даже наш, не опытный глаз сразу увидел необычайно яркую красноту. Мы решили — ангина.
Так как врача раньше вторника нам не увидеть, мы решили начать давать ему лекарства, которые ему выписывали при прошлой болезни с красным горлом (афлубин, фарингосепт). Весь день температура держалась около 38, то опускалась до 37, 5, то поднималась до 38,5. При этом было принято решение сбивать, если только поднимется выше 38,5.
Надо еще учесть, что в нашей семье есть еще один маленький ребенок — Ваня, которому только 1 год и 1 мес. Нужно было предпринимать меры для предотвращения его заражения. Изоляция одного ребенка от другого в двухкомнатной квартире просто невозможна и очень часто один заражает другого. Поэтому в этот раз мы решили сразу же начать применение иммуномодулятора ИРС-19.
В течение оставшегося дня у Ильи температура так и не спала. Заметных улучшений не наблюдалось. Ребенок не переставал жаловаться на головную боль и боль при глотании. Тем временем, видя, что братику очень плохо, младший тоже начал плакать, отказываться от еды. И только при виде любимого старшего братика, Ваня успокаивался и занимался своими делами. Но стоило Илье пропасть из виду, все начиналось заново. Вопрос об отделении одного от другого был нереальным — они не смогут находиться отдельно, в разных комнатах.
День медленно подошел к завершению. Мы стали укладывать детей спать. Оба уснули сразу. Один от болезни и слабости, другой — глядя на старшего.
Около 23 часов ночи Илья проснулся, его тело было как утюг. Градусник показывал 39. Было принято решение сбить температуру. Ребенку поставили свечи Цефекон, помогавшие уже неоднократно в похожих ситуациях.
Оставшаяся часть ночи прошла спокойно.
День второй
Наутро, 7 марта, настроение у ребенка было лучше, но состояние осталось прежним.
Ближе к обеду при ярком солнечном свете мы увидели на миндалинах белые точки, как при гнойной ангине. Когда у него была ангина в прошлый раз, нам выписывали бисептол и Йокс, вот и в этот раз мы решили тоже применить их. Я противник применения бисептола, но в этот раз смирилась. Т.к. врача нам ждать еще довольно долго, а лечить чем-то надо. А уж если выписывали маленькому, то более старшему подойдет тем более.
Весь день температура продолжала прыгать с 37,5 до 38,5. Ребенок выглядел разбитым и усталым. Надо участь при этом, что он всегда бодр и активен, даже при высокой температуре. Вообще все болезни проходят довольно легко, и такой вид меня сильно расстраивал. Ребенок лежит, ему плохо, а я ему не могу ничем помочь. Тем временем младший тоже очень переживал за старшего, все время норовил обнять его, пожалеть.
Настал вечер, заметных улучшений не наблюдалось. Температура держалась высокой 38,4. Дети, довольно таки уставшие заснули.
Примерно часа в 22, Илья проснулся в туалет. Потом пришел в нашу комнату, лег на диван. Он был красным как помидор, тело пылало. На градусник страшно было взглянуть — 39,3. Пришлось снова сбивать температуру. После процедуры наш бедненький малыш погрузился в сон и минут через 10 сладко посапывал в своей кровати. Еще минут через 20, он был уже нормальной температуры.
День третий
Настал новый день, 8 марта. День, который принес небольшие перемены.
У Ильи до обеда была небольшая температура — 37,4. Горлышко, после тщательного осмотра, стало ярко-малиновым, но белые точки прошли. Осталась боль при глотании и чихании. Ребенок продолжал отказываться от еды. Но вот младшенький начал сопливить.
Уже во второй половине дня наш Илья стал приходить в себя, занялся привычным для него делом — активными играми, скачками, бегом и тому подобным. Со стороны казалось, что он абсолютно здоров, и от болезни не осталось следа. Но это только внешне.
При более детально осмотре мы увидели небольшую сыпь на его теле. В основном очаги находились на внутренних локтевых сгибах, на запястье, и на ногах. Кожа в этих местах на ощупь была очень сухой. Первой мыслью была — аллергия. Но на что? После полного анализа всех введенных продуктов, эта мысль отступила. На ее смену пришла новая — может после высокой температуры, которая держалась довольно продолжительное время, ребенок потел и это потничка, грязь и т.д. Никакой другой мысли в тот момент не возникло.
День четвертый
9 марта, во вторник с утра мы вызвали врача, но в регистратуре сказали, что нас посетят только во второй половине дня.
Началось ожидание прихода врача. Тем временем, состояние ребенка заметно улучшилось, он был бодр и весел. Только осталась боль при глотании и сыпь, которая не исчезала, а наоборот, ее становилось больше. Теперь она расползлась почти по всем складкам, кроме уже имевшихся на руках и ногах, она стала довольно яркой в паховой области, внизу живота, на спине, шее. Все тело был шершавым, в мелкую крапинку. Я заглянула ему в рот — опухшие миндалины стали намного меньше, но язык был в мелких прыщиках и весь ярко-красный.
У меня началось закрадываться подозрение на какую-нибудь болезнь. И благо, что в наши дни почти в каждом доме находятся книги по уходу за ребенком, детские болезни. Вот тут началось штудирование литературы. Через полчаса я остановилась на двух болезнях — корь и скарлатина, симптомы которых были похожи. Еще минут через десять я поставила «диагноз» — скарлатина. Осталось дождаться врача и выслушать его диагноз.
Тем временем у младшего начался насморк и небольшое покашливание. Меня начала охватывать паника — вдруг тоже самое…
Но вот в 16 часов пришла долгожданная участковая. После довольно длительного моего рассказа о предыдущих днях болезни и детального осмотра, мой диагноз подтвердился — Скарлатина.
Всю семью отправили на карантин. Ване в связи с этим отменили плановые прививки. Илье запретили посещать садик 21 день. Назначили курс антибиотиков и ряд других лекарств.
С Ваней дело обстояло немного проще. Пока у него заметили только небольшое покраснение горла, назначили лекарства. Но поставили в группу риска и в связи с этим назначили принимать Метилурацил. Для подстраховки, из-за тесного контакта с больным.
Но симптомы у обоих детей были совершенно разные. Было запрещено купаться, гулять и контактировать с другими детьми. Следующее свое посещение педиатр назначила на пятницу. Нам оставалось следить за состоянием своих мальчишек.
Скарлатина — острое инфекционное заболевание, которое вызывается особым видом микроорганизмов, относящихся к стрептококкам, — так называемым бета-гемолитическим стрептококком группы А. Он вызывает гемолиз, то есть разрушает эритроциты, красные клетки крови. Кроме того, с этим стрептококком сопряжены структурные и трофические изменения тканей, как правило, слизистой оболочки ротоглотки. Большую опасность представляют и токсины, которые выделяет микроб, попадая в организм человека.
В подавляющем большинстве случаев стрептококк передается воздушно-капельным путем: с микробами, которые находятся в воздухе, выдыхаемом больным. Весной и осенью, когда воздух насыщен водяными парами и микробам легче перемещаться в пространстве, заболеваемость скарлатиной выше. Опасность заразиться наиболее высока в первую неделю заболевания.
Для скарлатины характерно быстрое и почти одновременное развитие всех ее основных симптомов. Резко выражена интоксикация, которая проявляется слабостью, быстрым повышением температуры, головной болью, тошнотой и даже рвотой. Начинает беспокоить боль в горле, особенно при глотании. Под нижней челюстью и на шее нередко прощупываются лимфатические узлы. Если попросить малыша открыть рот и сказать «аааа», можно увидеть ярко-красную воспаленную слизистую. На небных миндалинах иногда возникают гнойные очажки или налет.
Но самым ярким проявлением болезни является кожная сыпь (не зря в древности скарлатину называли пурпурной лихорадкой). Множество мелких ярко-красных точек покрывают тело, начиная с головы и быстро переходя на конечности. Особенно выражены высыпания в подмышечных ямках, паховых складках, локтевых сгибах, в низу живота. Свободным от сыпи остается только один участок — носогубный треугольник: небольшое пространство от носа до подбородка резко белеет на фоне ярко-красной кожи лица.
Возбудителем скарлатины является В-гемолитический стрептококк. И хотя стрептококков в природе существует много типов, все они выделяют одинаковый токсин. Поэтому в организме ребенка в ответ на появление токсина стрептококка вырабатывается антитоксический иммунитет разной напряженности. Если напряженность иммунитета у человека, перенесшего скарлатину, высокая, то он ей больше не заболеет. Но если напряженность антитоксического иммунитета организма слабая, то есть вероятность перенести скарлатину повторно.
День пятый
10 марта было довольно спокойным, дети принимали назначенные лекарства. У Вани сопельки приобрели густую консистенцию, кашель почти не наблюдался. У Ильи осталась боль при глотании, чихании, сыпь на теле осталась, но приобрела не такой яркий оттенок, и стала сухой и шершавой. В целом день прошел нормально.
День шестой
11 марта с утра, дети стали подкашливать, но кашель по звучности был совершенно разный. Состояние у обоих удовлетворительное. Температуры нет.
День седьмой
12 марта, пятница. Небольшой кашель у младшего еще остался. У старшего во время кашля стало немного откашливаться.
После обеда пришла участковая педиатр. Осмотр начался с Вани. Горло чистое, в легких чисто. Но оставила еще на пару дней лекарства. Метилурацил оставила принимать (необходимо 2 недели).
С Ильей дело обстояло по-другому. Антибиотики пить до вторника, но плюс ко всему еще откашливающие препараты (Геделикс и Мукалтин).
Самое интересное, что пригласила нас на прием в поликлинику в среду, 17 марта. Это как же понимать? А карантин? Значит в садик нельзя, а в больницу можно? Интересно…
День восьмой
13 марта, суббота. От болезни незаметно и следа. Дети активные подвижные. Играют и резвятся.
У Ильи начался следующий этап скарлатины. Начала облезать кожа на ладошках, начиная с пальчиков. Язык в прежних пупырышках, но уже не такой красный.
День девятый
14 марта, воскресение. Кожа на руках облезает все сильнее и сильнее. Стала в точках, местами начинает сниматься. Кашель сохраняется, отхаркивается.
День десятый и день одиннадцатый
Состояние детей осталось прежним.
У Ильи кожа облезает все сильнее и сильнее, но только на руках и ногах. Все остальные участки тела просто шершавые. Цвет естественный, не красный.
День двенадцатый
17 марта, среда. Пошли на прием в поликлинику. Для окружающих детей находящимся не в тесном контакте мы не представляем опасности. Наблюдается улучшение состояния обоих детей. Младшего выписывают, но он все еще на карантине.
Старший продолжает свое лечение, назначают метилурацил и афлубин. Отправляют сдавать мочу для выявления возможных осложнений. Приглашают на прием 22.03.
Дни тринадцатый-шестнадцатый
18-21 марта, состояние заметно улучшается, признаки болезни исчезают на глазах.
День семнадцатый
22 марта, понедельник. Очередной прием с Ильей. Отмена отхаркивающих лекарств и назначение анализов (ЭКГ, общий анализ крови и анализ мочи). Первый анализ хороший, но назначают еще один. Разрешают непродолжительные прогулки.
Дни восемнадцатый-девятнадцатый
Ребенок уже засиделся дома, но прогулки не долгие, минут по 30 (в это время у нас довольно холодно -15 — 20 мороза).
День двадцатый
25 марта, четверг. Сдача крови и ЭКГ.
День двадцать первый
26 марта, пятница. Прием в поликлинике. Анализы в норме, скарлатина осложнений не дала, и — слава Богу. С понедельника выписывают в садик, медотвод от прививок на 1 месяц.
Так закончился месяц, который мы просидели дома, совмещая болезнь и карантин. Скарлатина оставила след в памяти старшего ребенка. Теперь, если кто-то жалуется на боль в горле, наш Илья сразу ставит «диагноз» — скарлатина.
Хотелось бы отметить, что Ваня находился на грудном вскармливании, и именно в эти дни мне был дан совет как можно чаще прикладывать его к груди. Скорее всего, именно это предохранило его от заражения. Хотя полного изолирования не было, и дети находились в тесном контакте (было только запрещено старшему целовать младшего). Нам удачно довелось не заразить маленького ребенка, ведь просто не реально было их разогнать по разным комнатам и не давать общаться совсем. Единственное, что мы использовали — это персональная посуда (две кружки, тарелка, ложка, вилка).
Пожелать бы Вам всем очень хотела не пугаться этой болезни, все пройдет замечательно, главное не расстраиваться и настроиться на лучшее.
Комментарии