Вы знаете, что массаж для детей до года — чисто российская «фишка», примерно такая же, как прогулки с ребенком в любую погоду и шапка на голове у малыша? Американка Таня Майер, автор книги «Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России», растя первого ребенка в Москве, очень удивлялась распространенности детского массажа. И радовалась тому, что в деле ухода за ребенком российские мамы чаще применяют интуицию, а не действуют по инструкции.
Первый прикорм
Неважно, на грудном ребенок вскармливании или на искусственном, но в какой-то момент в его жизни появляется то, что по-русски называется «прикорм» — первая настоящая еда.
Большинство мам начинают предлагать детям пюре в полгода. В России нет жестких сроков по введению прикорма. В Англии многие производители ставят на детское питание маркировку «с 4 месяцев», призывая матерей как можно раньше стать потребителями.
Американский педиатр посоветовал мне не начинать давать сыну прикорм до 6 месяцев и сказал, что они с женой, хоть и оба врачи, вообще до 9 месяцев не давали своему ребенку твердую пищу — забыли просто. И никаких проблем от этого не возникло.
Российские мамы обычно начинают с каши и овощей вроде морковки или кабачка, а потом уже дают фрукты. Молочные продукты и мясо следуют позже.
Первый прикорм: как правильно?
Опрошенные мной мамы разделились примерно поровну — кто-то покупал еду в магазине, кто-то готовил сам. Некоторые говорили, что покупают детское питание, потому что так они точно уверены в качестве вошедших в состав овощей и фруктов. Другие, наоборот, объясняли, что попробовали овощное пюре и поняли, что не могут кормить ребенка такой гадостью и будут готовить сами. Питание ребенка, как и его режим, считается в современной России вещью глубоко индивидуальной, и каждая мать (по крайней мере, так это выглядит со стороны) поступает по-своему.
Мой сын вырос на сочетании банок, которыми я кормила его по выходным, и домашних супов в исполнении своей няни. Для старшей дочери я делала пюре из морковки и других овощей, потому что мне не понравилось детское питание, представленное в местном магазине.
А у моей младшей дочери была тяжелая аллергия на любые молочные продукты — готовить для нее еду, контролируя каждый ингредиент, было просто необходимо. У меня был длиннющий список продуктов, которых следовало избегать, выданный мне хорошим, но очень строгим врачом — специалистом по детским пищевым аллергиям.
Недавно я навещала свою московскую подругу Соню. Ее второй дочери было на тот момент восемь месяцев. Она выглядела такой крошечной, что я спросила Соню, дают ли ей уже твердую пищу. Соня ответила, что дочка долго болела и что ей дают немного каши, а вот овощи еще не ввели.
Детское питание: российские мамы доверяют инстинкту, а не книгам
В конце концов, рано или поздно все вырастают и приучаются к твердой пище — мы же не видим десятилетних детей, потребляющих исключительно молоко или пюре. Так может быть это разумнее — прислушиваться к ребенку, ждать, когда он будет готов, а не требовать от него, чтоб он развивался по расписанию? Так или иначе все дети приходят к одному и тому же результату — садятся за стол вместе со всеми годам к двум.
Как бы ни был устроен первый год, все дети в какой-то момент начинают жить активной жизнью — ходить, бегать и делать все, что положено. Судя по всему, российские матери не так озабочены этапами развития, как западные. В Москве я очень часто слышала фразу «не бывает двух одинаковых детей».
Эта российская идея, что все дети и, главное, все матери разные, по-моему, сильно облегчает жизнь. Я помню, что будучи молодой матерью ужасно переживала, если мой ребенок не умел чего-то к определенному возрасту. Мой сын, например, ел только пюре целую вечность, и я была уверена, что он никогда, никогда не научится есть нормальную еду. Но сейчас это обыкновенный восьмилетний мальчик, который ест все — от шпината до суши.
Детское питание
Сонина мама Оля любит рассказывать историю про Андрея. Сейчас это высокий спортивный мужчина сорока лет. Так вот он отказывался есть что-либо, кроме каши на молоке, которую он сосал из бутылки до четырех (!) лет. Как только я начинала волноваться насчет пищевых привычек моего ребенка, Оля напоминала мне про Андрея.
Возможно, воспоминания о советском детстве и знание о том, что «как-то мы все выжили», отчасти помогает российским матерям более спокойно относиться к питанию в первый год жизни ребенка. Может, и нам стоит поучиться меньше паниковать по этому поводу?
Я прекрасно помню, что страшно расстроилась, когда мои дети отвергли курицу по рецепту Аннабель Кармель, — ведь согласно заявленному в книге, они должны были уплетать ее за обе щеки!
Российские мамы доверяют своему (и бабушкиному!) инстинкту. А мы на Западе, похоже, забыли, каково это — полагаться на интуицию, и вместо этого все пытаемся найти настоящего знатока младенцев, прочесть правильную книгу, прослушать курс… Возможно, пришло время чуть больше доверять себе, не расстраиваться, что ребенок развивается по своему расписанию, и не рвать на себе волосы, если что-то идет не по плану?
Детский массаж: отзывы мам
И еще одна заинтриговавшая меня особенность первого года жизни российского ребенка — это массаж. Восемь лет назад, когда мы с сыном жили в Москве, я, по-моему, была единственной, кто не приглашал к ребенку массажистку. Не знаю, что делает массаж, кроме укрепления мышц, но российские педиатры прописывают курс чуть ли не каждому младенцу. На Западе это все-таки делают в основном по медицинским показаниям. Я ужасно веселюсь, когда обнаруживаю в Лондоне объявления о дорогущем детском массаже — если б они только знали, что это старая советская традиция!
Я спросила мам в нашей фейсбук-группе, по-прежнему ли ко всем младенцам приходят массажистки. Часть ответила, что да, конечно, и что это очень здорово — детям процедура понравилась, у них ускорилось развитие. Другие же говорили, что да, сделали курс, но детям массаж был неприятен, а сами они не заметили никакого особенного прогресса.
Итак, если мама все-таки решает, что ребенку нужно пройти курс массажа, то обычно это где-то десять сеансов, в три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Некоторые мамы рассказывали, что их дети проходят по два курса массажа не реже одного-двух раз в год.
Кто-то делает массаж сам. Моя подруга Лена, которая живет во Франции, сама делала массаж новорожденной дочери, следуя рекомендациям педиатра и местного остеопата. Лена говорит, что лучше всего массировать ребенка прямо перед купанием или сразу после, и что это очень приятно всем участникам процесса.
Олеся утверждает, что мамам надо массировать детей каждый день, пока они не начнут ползать.
Детский массаж
Юлин педиатр два раза рекомендовал ее ребенку массаж — в три месяца и в одиннадцать.
Диагноз звучал угрожающе «асимметричный мышечный тонус» и «слабый мышечный тонус в руках». Естественно, она согласилась — такие страшные «диагнозы» даже самую спокойную мать заставят действовать. Впрочем, многие мамы утверждают, что после курса массажа изменения и правда были разительные — дети начинали ползать, или вставать на ноги, или переворачиваться, в зависимости от возраста.
Варвара живет в Италии и говорит, что здесь никто о массаже не слышал. Когда ребенку было пять месяцев, они приезжали в Москву, и Варвара позвала массажистку. «Эффект был потрясающий — он пополз! В Италии младенцы этого возраста просто лежат, не двигаясь».
Ксения родила раньше срока — на тридцать четвертой неделе, и младенца массировали с момента, как он стал весить четыре с половиной килограмма, и до года. Курсами по десять раз с перерывами в три недели — и все это называлось реабилитацией после преждевременных родов. Ксения была очень довольна результатами, а я все думаю о своей лондонской подруге, у которой спокойно растут два ребенка, родившиеся на тридцать четвертой неделе и не получившие ни одного массажа.
Лидия абсолютно уверена, что ее дочери были необходимы оба курса — и тот, что в месяц по поводу «слабого мышечного тонуса в ногах» и для профилактики плоскостопия, и тот, который она прошла в семь месяцев — и научилась «правильно» садиться и вставать.
Не представляю себе, чтобы западный педиатр назначил что-либо подобное. Но это ни в коем случае не значит, что массаж не работает.
Уход за ребенком до года в России: особая забота
Думаю, что массаж — еще одно следствие российского отношения к младенцам как к невероятно хрупким и нежным существам, которых надо делать «сильнее» — с помощью грудного молока, прогулок и массажа. На Западе мы водим детей к врачам, если они заболели или пора прививаться. В России же дети до года постоянно обследуются, мамам все говорят, что ребенок требует особой заботы, что ему нужна помощь, чтобы нормально развиваться.
Я не знаю, как лучше. Но мне нравится, что российские матери относятся ко всему так серьезно, не ленятся в том, что касается ухода за ребенком в первый год жизни. Я вот ни разу не озаботилась массажем для своих детей — подумала, что раз я как-то без него выросла, значит, и дети справятся. Для российской мамы это не аргумент — мало ли без чего она обходилась в детстве? Может быть, этот подход — постоянные размышления о том, как сделать ребенку лучше, постоянный физический контакт — и западным детям может пойти на пользу?
Комментарии