Моей дочери 9 лет. Ей очень трудно встать по утрам в школу. Наверно, из-за того, что поздно ложится. Сама она не все уроки сделать может, ждет меня, а я прихожу не раньше восьми. И домашнее задание затягивается до 10. В итоге она ложится около 11. А утром не может от подушки оторваться, а потом ноет. Я иногда просто срываюсь, потому что мы прибегаем к звонку. А может, дать ей возможность опоздать? Пусть испытает стыд, когда войдет в класс посреди урока?
Эксперт: Наталья Наумова, детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт, член Саморегулируемой организации Национальная Ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов»
Вам сложно утром собирать дочь в школу. Девочка поздно ложится спать, а вставать надо рано. В итоге ребенок не высыпается и капризничает по утрам. Вы переживаете, боитесь, что дочь опоздает в школу.
В вашем вопросе звучат нотки обиды на вашу девочку. Вы считаете, что она вас подводит, делает вас неуспешной в глазах окружающих (в том числе и в глазах учителя). Что вы при этом чувствуете? Вероятно, стыд?
Вы ведь неспроста хотите (но в то же время и боитесь) дать дочке испытать стыд перед всем классом во время опоздания. Вспомните, в каких еще ситуациях вы испытываете аналогичное чувство? Во всех этих ситуациях есть что-то общее, схожее и мучительное.
Это ваше чувство, и оно не связанно с вашей дочкой. Это ваше восприятие действительности, преломленное вашим глубоким детским переживанием. Именно оно и причиняет вам боль и страдания, заставляя совершать необдуманные действия, вызывая срыв, всплеск негодования в адрес невыспавшегося ребенка. Старайтесь контролировать свои мысли и чувства.
Проблема вашей девочки заключается в том, что она не имеет возможности выспаться, поскольку не справляется самостоятельно с домашними заданиями. Ей требуется ваша помощь. Вы приходите поздно с работы уставшая и, возможно, вы уже не очень терпеливы и доброжелательны при выполнении задания.
Ребенок нуждается в поддерживающем общении с вами. Удается ли вам хвалить девочку? Настолько же эмоционально, как и ругать? Каждому ребенку очень важен эмоциональный контакт с родителями. И если ругать получается более эмоционально, чем хвалить, то ребенок будет стремиться получить вашу яркую эмоцию, пусть даже и негативную. Именно так на неосознанном уровне ребенок получает подтверждение его значимости для родителя.
Как исправить ситуацию:
1. Организуйте режим дня дочке. Иначе она сталкивается с переутомлением и эмоциональным истощением. Ребенок в 9 лет должен заканчивать выполнение домашних заданий до 18:00. Надо продумать, каким образом это можно устроить. Возможно, потребуется привлечение помощников. Необходимы ежедневные прогулки на воздухе. Важно помнить, что младшему школьнику требуется 10-11-часовой ночной сон.
2. Проявляйте внимание и заботу. Вашей дочке очень нужна ваша поддержка и принятие. Тем более что процесс обучения идет не так гладко. Большую роль в формировании самооценки играет ваше отношение к ребенку. Находите ежедневно в течение дня хотя бы 30 минут для качественного общения с дочерью. Займитесь общим интересным делом (не уроками). Выслушивайте ее внимательно, заинтересованно, поддерживайте. Перед сном рассказывайте дочке о пяти ее достижениях за день, чем она вас восхищает, радует.
3. Следите за своими чувствами в общении с дочкой. Если она вызывает у вас негативные эмоции, с которыми вам сложно справиться, незамедлительно обратитесь к семейному психологу.
4. Расскажите дочке о правилах поведения в школе. Объясните, почему лучше своевременно приходить на занятия (допустим, уроки начинаются ровно в 8.30, и она может пропустить объяснение нового материала или ее несвоевременных приход в класс будет отвлекать других учеников от урока). Поделитесь с дочкой своими воспоминаниями о вашем опыте опоздания в класс, если такой опыт был. Расскажите о ваших чувствах и переживаниях, связанных с опозданиями. Возможно, вы видели, как ваши одноклассники опаздывали и как их ругали учителя. И обязательно дайте понять девочке, что опоздать может каждый, но лучше стараться этого не делать. Если она опоздает, то важно, чтобы она не билась в истерике и страхе, а умела успешно справиться с непростой ситуацией. Существует 2 простых правила опаздывающего: 1) предупредить и 2) извиниться.
Если ребенок не справляется со школьной программой, обратитесь за помощью к детскому нейропсихологу.
Комментарии