Расхожие фразы про то, что надо прививать детям любовь к искусству, навевают скуку. Между тем знакомство с живописью и графикой может принести конкретную пользу.
Эксперт: Наталья Хацела, педагог, директор онлайн-галереи современного искусства SMART
Если у вас есть сомнения, нужно или нет знакомить ребенка с искусством – водить его в музеи, покупать альбомы с репродукциями шедевров, то знайте, что искусство совсем не бесполезно. Оно прививает очень эффективные навыки и умения.
1.ФОРМИРУЕТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС
Это важно и для девочек, и для мальчиков. Дети, как губка, впитывают все, что говорят окружающие. В том числе и то, как родители комментируют те или иные объекты с точки зрения эстетики. Ваша оценка той или иной картины (в музее, на выставке, у себя дома или в гостях) – всегда отражение не только ваших знаний, но и вашего эстетического опыта. Поэтому в одной семье, к примеру, реакция на работы Кандинского – «Да я так и сам смогу!», а в другой будут обсуждать эффект от сочетания цвета, формы, фактуры и настроения. Это разные уровни восприятия. Следует помнить, что дети перенимают вкусы своих родителей и слышат все, что они говорят.
ЭСТЕТИКА – ЭТО ПРО ГАРМОНИЮ, БАЛАНС И ЦЕЛОСТНОСТЬ. И РАЗВИВАЕТСЯ ОНА «НАСМОТРЕННОСТЬЮ» – КРАСИВОГО И НЕКРАСИВОГО, ПЛОХОГО И ХОРОШЕГО.
В детском возрасте формирование эстетического вкуса всецело зависит от оценок и высказываний взрослых. «Посмотри, какое красивое платье у Тани!», «Какой красивый закат!», «Посмотри, какие красивые ромашки!», «Посмотри, какая интересная картина!» и т.д. Когда ребенок привыкнет видеть красивое в окружающем мире, это станет одним из источников радости для него сейчас и в дальнейшем.
2. РАЗВИВАЕТ ЭМПАТИЮ
Эмпатия – это способность понимать эмоции другого человека. Речь не о сочувствии и сопереживании, а именно о точном, трезвом понимании тех чувств, которые испытывает другая личность. Когда маленький ребенок отбирает у другого игрушку и безразлично смотрит на слезы «пострадавшей» стороны – это как раз демонстрация полного отсутствия эмпатии. В год и в два такое поведение в рамках нормы. Ребенок еще не обладает навыками понимания эмоций. Но когда подобное происходит в 5–6 лет – это уже упущение родителей. И речь не о том, что ребенок жестокий (это как раз далеко не всегда так).
Как развивать эмпатию при помощи искусства? Изучайте с ребенком картины, на которых изображены люди. Обсуждайте, какое у них настроение: «А почему ты так думаешь?» Как люди, изображенные на картине, относятся друг к другу (любят, боятся, ненавидят и т.д.)? Почему ты так думаешь? Такие вопросы помогают ребенку обратить внимание не только на изображенные объекты (людей), но и на то, что между ними есть какие-то отношения. И по мимике, позам и другим косвенным признакам отношения и эмоции можно «прочитать». Как показывает практика, даже трехлетний ребенок способен отвечать на такие вопросы и понимать картину на подобном уровне.
ЕСЛИ ПОДХОДИТЬ К ЭМПАТИИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТО УМЕНИЕ ТОЧНО ПРИГОДИТСЯ. УМЕНИЕ «СЧИТЫВАТЬ» ЭМОЦИИ – ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНОЕ КАЧЕСТВО В ОБЩЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, В ПОСТРОЕНИИ КАРЬЕРЫ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ПРОФЕССИЯ СВЯЗАНА С КОММУНИКАЦИЯМИ.
«Домик в Нормандии». Художник Искандер Улумбеков
3. ЗНАКОМИТ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Не у всех и не всегда есть возможность показать ребенку любой уголок мира. Да что там – не все городские дети знают, как «растет хлеб». Есть телевидение и интернет. Но всегда ли родители и их подросший ребенок используют эти средства для изучения полезной информации? А есть произведения искусства, которые также являются источником познания предметного мира – реального или вымышленного.
КАЖДАЯ КАРТИНА – ПОВОД ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА, ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВАШЕГО ОПЫТА СВОЕМУ РЕБЕНКУ. ИЛИ ДЛЯ «ПРОВЕРКИ» ОПЫТА РЕБЕНКА – «ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ЭТОЙ КАРТИНЕ?», «А ТАКОЕ БЫВАЕТ НА САМОМ ДЕЛЕ?»
4. ТРЕНИРУЕТ МЫШЛЕНИЕ
С одной стороны, маленький ребенок воспринимает картины, присутствующие в доме, как элемент интерьера: диван, шкаф, стол, картина. С другой – полотно становится естественным атрибутом дома для такого ребенка. Позже можно и нужно рассказывать о художнике, который написал именно эту картину, которая есть дома. Ребенок узнает о существовании новой профессии и о том, что эта работа – единственная во всем мире и больше такой нет.
Школьнику можно предложить подобрать информацию о художнике в интернете. Найти его фотографию («интересно, как выглядит человек, который написал «нашу» картину?») и другие картины этого мастера. Посмотреть, что общего у всех найденных полотен (учим видеть стиль). Если речь о современном художнике – можно сходить всей семьей на выставку его картин. Если картины художника приобретены музеем – стоит посетить его и рассказать ребенку о том, что несколько картин «нашего» художника тоже находятся в этом музее. В общем, учим отличать картину от дивана, искусство от интерьера.
Конечно, прекрасно, если у семьи есть финансовая возможность (и главное – духовная потребность) в приобретении картин. Но это все же дорогое удовольствие. А что делать тем семьям, которым не по карману такое приобретение? Ходите с детьми в музеи, на выставки! Даже с самыми маленькими! Это доступный и прекрасный способ развивать насмотренность ребенка – да и свою тоже.
Комментарии