Священный ужас перед перспективой вырастить «ручного» ребенка — не более чем устоявшийся миф, который успешно развенчивает слингоношение.
Носить ли ребенка на руках? Что говорит биология
Маша и Аня не были подругами, но так сложилось, что они почти одновременно вышли замуж за двоих друзей, почти одновременно родили и волей не волей стали бывать друг у друга в гостях. Однажды Аня пришла к Маше с месячной дочкой, устроенной в новеньком слинге.
— Да ты что, — ахнула Маша, которая была постарше и уже вырастила одного сына. — Зачем тебе такой геморрой! Делать нечего, таскать все время, да еще в такую жару! Нет, нет, давай развязывай это, клади ее к моему Бориске в кроватку!.. Смотри, как хорошо лежит, не плачет, не беспокоится…
Смущенная Аня уступила напору более опытной хозяйки дома, но без теплого тельца дочки у сердца чувствовала себя неуютно, поэтому незаметно попросила мужа свернуть визит поскорее.
Прошло полгода. Аня освоила еще пару видов слингов, малышка росла довольной и здоровой. Как-то в выходной к ним в гости пришли Маша с мужем.
Аня, отложив дочку на развивающий коврик, хлопотала по хозяйству, накрывала на стол, мужчины смотрели за компьютером фотографии из последней поездки, а Маша… мрачно сидела на диване, обеими руками прижимая к груди ребенка.
— Что-то не так? — удивилась Аня. — Хочешь, положи его к Насте на коврик, пойдем на кухню, у меня пока там доварится, поболтаем…
— Ну да, — с досадой вздохнула Маша. — Положишь его. Как же! Отойду на секунду, тут же орать начинает. А тяжелый стал… Черт, так старалась к рукам не приучить, и вот!.. А твоя, что, соглашается одна играть? Ну надо же…
Какая молодая мама избежала запугивания со стороны более опытных товарок! Не будем кривить душой: иногда действительно встречаются ребятишки, согласные часами спокойно лежать в кроватке или манежике. Но чаще всего, даже если на первых порах и заметен какой-то прогресс, самая строгая дрессировка в стиле доктора Спока не приносит желанного результата. Чем старше становится малыш, тем настойчивее он требует безотлучного пребывания при маме. В то же время многие слингомамы говорят о том, что такой проблемы не знают: когда малыш в слинге, вопрос вообще не стоит, когда маме нужно побыть одной — дитя спокойно занимает само себя.
Давайте попробуем разобраться, как это происходит и почему возникает парадокс: «ручной ребенок» чаще всего вырастает именно там, где боятся его вырастить. А там, где носят на руках много и с удовольствием, подросшее чадо зачастую стремится удрать с маминых колен.
Значит, там у нас гнездо?
Не все слышали о такой классификации, но западные ученые делят живых существ на две крупные категории: гнездовые и выводковые виды. Деление идет согласно особенностям рождения и подращивания детенышей. У гнездовых видов малыши рождаются слепыми, недоразвитыми. Первые недели и даже месяцы жизни они вынуждены проводить в гнезде, у теплого маминого бока. Это, например, котята или крольчата.
Новорожденные выводковых видов появляются на свет почти самостоятельными: они способны с первых часов следовать за мамой и гораздо более развиты.
К какой из этих категорий вы отнесли бы человеческого детеныша? Велик соблазн причислить homo к гнездовым видам, не так ли? Все признаки налицо: явная беспомощность, потребность во взрослом… И однако же — не так.
Гнездовые виды имеют несколько ярких особенностей, которых лишен человек. Во-первых, гнездовые малыши, оставшись одни, будут молчать как партизаны в засаде, опасаясь привлечь внимание хищника. Во-вторых, у крольчих или тигриц очень калорийное молоко — ведь не исключено, что перерывы между кормлениями будут довольно продолжительными.
Юный хомо сапиенс, оставшись один, немедленно задействует первую сигнальную систему, проще говоря — начнет кричать. И, несмотря на все заветы советской педиатрии, получать голубоватое мамино молоко он желает намного чаще, чем юные тигрята — кое-кто просит есть каждые 20-30 минут.
Эти различия и другие характерные признаки позволили ученым выделить человека, да и других высших приматов в особую категорию — носимые виды. Иными словами, все тело новорожденного приспособлено в первую очередь для того, чтоб его носили на руках!
Если только что родившегося малыша положить к маме на животик, у него немедленно активизируются все существующие рефлексы: он начнет перебирать ручками и ножками, отталкиваться, «кивая» головкой, и поползет вверх, стремясь добраться до груди и там закрепиться.
Он громко плачет, оставшись в одиночестве, потому что на инстинктивном уровне знает: я не на руках — значит, меня потеряли! Придет тигр — сожрет. Надо как можно активнее сигналить: «Мама, я тут, скорее подбери!».
Большая часть клеток кожи, способных к эффективной терморегуляции, находится на спинке, в то время как живот их почти лишен. Это значит, что, свернувшись калачиком у мамы на груди, ребенок точно не замерзнет.
Наконец, вы не обращали внимания на то, что маленькие дети способны с легкостью аплодировать не только ладонями, но и ступнями? Почему у малыша кривые ножки? Только ли из-за того, что в животе у мамы было тесно? Но ведь жеребята растут едва ли в более просторных условиях, а рождаются с прямыми ногами! Ответ прост: такое строение ножек позволяет наиболее качественно вцепиться в мамину шерсть всеми конечностями!
Правда, шерсть мы с вами в процессе эволюции по большей части утратили. Но ее с успехом может заменить… да-да, именно слинг.
Носить ли ребенка на руках? Что говорит биология
Не обмануть доверие
Мы выяснили с вами, что сама природа предназначила малыша для того, чтобы как можно больше времени проводить на руках. Поэтому «приучить к рукам» малыша невозможно в принципе: он уже изначально такой. Можно попробовать пойти от противного и отучить его от рук — но выше мы уже говорили о том, что это, чаще всего, сложно и неэффективно. Более того, не имея возможности реализовать одну из своих основных потребностей, ребенок будет страдать.
Хрестоматийной стала в наше время классификация психолога Эрика Эриксона (Erik H. Erikson), который выделяет восемь основных периодов развития человека. Ученый говорит о том, что именно в первый год жизни у человека формируется базовое доверие к миру. Если эту стадию пропустить, компенсировать ее как-то в последующей жизни невозможно.
Именно отсюда растут ноги у всевозможных «комплексов» и «трудностей характера». Иными словами, говоря упрощенно, человек, у которого сформировано базовое доверие к миру, может просто не замечать неприятности, считая их мелочами жизни. Если же оно не сформировано, каждая проблема выбивает из колеи, переживается остро и болезненно.
Формирование базового доверия, по Эриксону, основано на соответствии реальности бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно — на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости. Новорожденный не имеет чувства времени: если мамы нет с ним сейчас, он не может знать, что она скоро вернется. Он не знает, что происходит, не чувствует себя в безопасности. И с каждой новой маминой отлучкой чувство опасности все сильнее, а уровень доверия — все ниже…
Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей как-то повлиять на мамино решение не брать его на руки лишний раз. Но человек растет и замечает, что если требовать яростно и последовательно, мама рано или поздно сдается.
Вот здесь-то и приходит время разводить руками: как же так, столько сделала, чтоб не приучать, а он все равно привык.
В то же время малыш, который с рождения много времени проводит у мамы на руках, постоянно находится в наиболее благоприятной обстановке. Он слышит привычный звук маминого сердцебиения, ощущает ее ласковое тепло, в любой момент может приложиться к груди, а совсем скоро начинает заглядывать в милые глаза. Он доверяет маме — и миру.
Поэтому, когда, подрастая, он чувствует желание покорять просторы вселенной, «ручной ребенок» отпускает маму бесстрашно. Если она до сих пор всегда была рядом, то с чего же сейчас ей не доверять? Агукну — придет, а пока… что это у вас за блестящая штучка во-о-он там?..
Биология и традиции
А как же опыт прошлых поколений, спросите вы? Как же мамы и бабушки? Неужели они сознательно пытаются учить нас плохому?
Конечно же, нет. Мы обсудили с вами особенности развития человека, присущие ему как биологическому виду. А существуют еще и культурные традиции, сформировавшиеся под влиянием многих внешних условий.
Если маме надо уйти на полдня в поле или на завод, куда нельзя брать с собой младенца, — у нее нет выбора, носить или нет. Ей придется запеленать, положить в люльку и приложить все усилия, чтоб не выбрался и не причинил себе вреда.
Отсюда и стремление мамы как можно раньше освободить руки, не задумываясь о выводковых, гнездовых и носимых типах и теории Эриксона.
Но владея информацией, каждая мама сама может решить, на что тратить силы в первые месяцы: бороться с природой во славу достижений цивилизации или сделать ее своей союзницей, мягко адаптировавшись к новым условиям своей жизни и проведя эти дни так, как высший разум планировал изначально для homo sapiens.
Комментарии