Если ребенок не хочет заниматься в кружке — что делать?
Особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важна психологическая совместимость с педагогом.
При этом и педагог может быть прекрасный и солнечный, и ребенок расчудесный, но эта пара вместе никак не стыкуется. Бывает. Поэтому первым делом проверяем, есть ли контакт у ребенка с учителем, и с какими эмоциями ребенок выходит с занятия (конечно, случаются разные мелкие трудности, но все-таки общий фон должен быть позитивный).
Вполне возможно, что ребенку подходит область занятий, но не подходит данная ситуация — есть желание заниматься, например, музыкой, но не подходит этот инструмент, этот темп занятий, эта методика, и т.п. Также важно следить, чтобы у ребенка не было перегрузок (особенно зимой, в темное время года) — хроническая усталость и взрослых валит, а дети еще только накапливают резервы на всю последующую жизнь.
Но! Если мы проверили все факторы, и все они не должны были отбить желания ребенка заниматься этим делом, стоит подумать о другом. Младший школьный возраст (и уж тем более — старший дошкольный!) — это период, когда ребенок пробует разные деятельности. Что думает родитель: «Запишу Петю на плавание, он вырастет олимпийским чемпионом», «Запишу Машу на скрипку, она будет примой». Что думает ребенок: «Любопытно, как это делается, пойду попробую». Его план не простирается обычно дальше первого занятия. И получается, как в анекдоте про первоклассника: «Что ж вы меня не предупредили, что эта волынка — на десять лет?!».
Только не смешно. Родители считают, что раз за кружок «уплочено», то пусть теперь окончит студию, секцию, музшколу, победит хоть раз на олимпиаде. Но это совершенно не тот возраст, когда конкретное занятие нужно проецировать на всю последующую жизнь. Например, ребенок играет в куклы — маме же не приходит в голову, что так будет всю жизнь? Но если тот же ребенок играет на пианино — стоп, это навсегда, давайте зафиксируем. Это как раз тот возраст, когда ребенок хочет попробовать максимум деятельностей. Этот выбор просто необходим для последующего этапа — в подростковом возрасте должны сформироваться стойкие интересы и профессиональное самоопределение.
А что получается в реальности? В три года у ребенка «драмкружок, кружок по фото», домой он приходит только ночевать, потому что ему «надо развиваться». Потом плюс школа и домашние задания до ночи. И когда он вырастает до того возраста, что маме уже физически его не утащить силком на кружок, он наконец-то бросает все и не хочет ничему учиться, а главное — никем работать.
Поэтому в старшем дошкольном (5-6 лет) и младшем школьном (6-10) возрастах постарайтесь показать ребенку разные сферы деятельности. Внимание! Речь идет не о кружках и студиях, а о человеческих деятельностях вообще. То есть — как почтальон раскладывает почту, как в деревне косят траву, и т.п. и т.д. Чем больше у ребенка будет этот выбор в представлениях и особенно в действиях, тем лучше не только для личностного развития и самоопределения, но и для развития мышления. Просто потому, что это возраст познания в деятельности, точно так же, как раннее детство — познание в манипуляции предметами.
Итак, если действительно хочется поискать те сферы, в которых ребенок позже может найти себе применение, то лучше брать разовые мастер-классы, знакомить ребенка с разными видами искусств и ремесел, прежде чем отдавать его на год обучения или что совсем ужасно — на семь-десять лет без права на побег. Конечно, и здесь не стоит слишком увлекаться и водить ребенка на разовые занятия по нескольку в день и все дни недели. Но предоставить какой-то выбор из разных сфер желательно.
Если у ребенка есть стойкое желание чем-то заниматься (то есть больше двух месяцев он хочет это делать), тогда стоит думать о регулярном обучении. Предварительно желательно показать ему разовые занятия, попробовать изучить материалы или инструменты (одно дело — увидеть у кого-то в руках, другое дело — самому подержать). И только после этого начинать регулярное обучение (желательно не раньше старшего дошкольного возраста, конечно).
Если ребенок в начале обучения хочет бросить то занятие, к которому у него очень явные способности, все равно лучше или временно сделать паузу, или поискать замену, но в той же сфере. Даже если ребенок полностью прекратил занятия, хотя у него были к этому способности, — лучше не тащить его туда через силу. Самоопределения под прессом не бывает! Это стоит запомнить каждому родителю!
Лучше пусть он развивает способности с нуля в той сфере, которую позже выберет самостоятельно, чем будет «блистать» там, где его принудили заниматься, потому что он «такой способный». Можно построить все, что угодно, на одном желании, совершенно без способностей. Но вот обратное неверно! Даже недюжинные способности не помогают, когда человек делает свое дело с отвращением.
Кстати, очень часто первые успехи обманчивы, и человек находит себя позже прямо в противоположной области. А то дело, которое было «призванием» с точки зрения родителей, становится только хобби или уходит вообще. Не нужно приводить в мир еще одно несчастное натасканное «дарование» — лучше подарить светлую позитивную самостоятельную личность.
Педагог
Мы начали разговор про учителей и про наши ожидания от них. Вы знаете, с годами, пока сама училась (и вот теперь дочка учится), я пришла к выводу, что мне абсолютно безразлично, будет ли этот человек учителем или нет. Мне важно, чтобы он был Профессионалом с самой большой буквы «П». Если человек нашел «свое» дело всей жизни, если он вкладывает в него душу, если он с этим живет, а не «ходит на работу» — совершенно все равно, были ли у него изначально педагогические способности, и еще «все равнее», есть ли у него право преподавать.
Потому что человек, по-настоящему влюбленный в свое дело, умеет им заражать и без методически правильных объяснений. Я не знаю, видели ли вы таких мастеров-виртуозов, на которых можно вечно смотреть, как на льющуюся воду или горящий огонь. Я таких, к счастью, видела, и по моему опыту — даже если рядом постоять, можно «заразиться». И если этот профессионал в принципе не питает ненависти к людям (дети тоже люди, не забываем), то он вполне может объяснить ребенку, что и как, а главное — передать ему свою искорку, из которой при правильном уходе непременно разгорится пламя. Итак, для меня лично это первое требование — погружение в свое дело.
Второе (мое личное мнение, возможно, оно не всех устраивает) — как говорили в моем детстве, «моральный облик педагога». Потому что дети гораздо больше впитывают невербальной информации, нежели вербальной. И то, что мы считаем «за кадром», воспитывает их гораздо эффективнее, чем «план урока». Поэтому лично для меня очень важно, чтобы я могла человеку доверить ребенка и с точки зрения нравственной.
Третье — взаимодействие и открытость с родителями, но при этом умение разрешать сложные ситуации и мелкие конфликты на уроке самостоятельно.
Четвертое — этот человек интересен ребенку, и ребенок его позитивно воспринимает, между ними возможен эмоциональный контакт и доверительные отношения.
Пятое — при том, что человек может «вести» за собой и «заражать» своим делом, он не должен учить своему стилю. Он должен уметь нащупать стиль ученика и помочь ему встать на свою тропинку к мастерству. Другими словами, он должен воспитывать учеников, а не подражателей, должен служить толчком, а не эталоном для достижения.
Вот такой набор примерно.
Родительские ожидания
Совершенно необходимо поговорить про родительские ожидания от посещения ребенком кружков или секций. Очень советую вообще не питать ожиданий… Потому что либо завышенные, либо заниженные ожидания очень вредят и процессу занятий, и личностному развитию.
Завышенные — родители сразу ориентируют ребенка на суперуспех, золотую медаль в этой области и связь с этой сферой на всю жизнь. Если этого не происходит — начинают волноваться, давить на ребенка и в конце концов выдавливать из него желаемый результат. Жизнь большая — даже если ребенок в 4 года показывает удивительные способности к этому делу, которым занимается, еще не факт, что он захочет связать с ним все свое будущее. Бывает и так, что ребенок кажется «неспособным», а спустя несколько лет вдруг возвращается к тому же самому, и у него «просыпается талант» в этом. И наоборот: показывал-показывал «результаты», потом — хоп! — куда все пропало, а «был такой способный мальчик!». Поэтому, чтобы потом не было мучительно больно, не нужно дошкольника видеть в своем воображении на постаменте.
К тому же завышенные родительские ожидания очень ранят ребенка — ведь он думает, что если их не оправдать, родители перестанут в него верить и его любить. Это, разумеется, подсознание, но оно гораздо сильнее всех ваших логических объяснений.
Заниженные ожидания — когда родители скептически относятся к любому начинанию ребенка, заранее программируют его на провал. «Он у нас точно не из художников!», «Да у нас ни у кого не было в семье слуха, куда уж ему!», «Зачем начинать, все равно у него терпения не хватит, бросит через месяц!», «Тут стараться надо, а ты такой лентяй!» — такие и подобные им «пожелания» только сломают всякое желание добиться чего бы то ни было.
Даже если начатое дело действительно «брошено», даже если у ребенка и правда нет никаких способностей — отрицательный опыт точно так же ему необходим в занятиях, как и положительный! Только отрицательный опыт должен сопровождаться теплой поддержкой родителей и их пониманием сложностей!
Необходимо помнить, что материальны не только родительские слова, способные дать ребенку шанс или отнять его, а и мысли. То есть если внутри себя родитель уверен, что у ребенка «ничего не выйдет», а на словах поддерживает его — грош цена такой «поддержке», ребенок больше получает невербальной информации, чем вербальной.
Поэтому самая верная позиция — постараться наслаждаться процессом, а не стремиться к заоблачному результату. Радоваться тому, что у ребенка появился какой-то интерес, что он осваивает новое для него дело, познает таким образом мир и сферу человеческих деятельностей. Иногда родители слишком узко смотрят на дополнительные занятия: это должно стать профессией или как минимум приносить заработок в дальнейшем. Но ведь люди очень многое делают просто ради удовольствия! Например, если ребенок посещает живой уголок и возится с животными, это не значит, что он точно будет ветеринаром. Но он получит множество положительных эмоций и прекрасных впечатлений, научится любить теплые беззащитные комочки — а разве это само по себе мало?
Ребенок развивается и познает разные стороны нашего прекрасного мира, в том числе и в деятельности. Поэтому вспоминайте поговорку «ремесло плечи не оттянет»: мы еще не знаем, что получится с нашими детьми, как и где они будут жить и что им в этой жизни пригодится. Хотя бы просто для «общего развития» ребенку интересно попробовать себя в разных сферах, и не нужно захлопывать его в одной из них, как в мышеловке.
Комментарии