Эти занятия не ставят своей целью непременно научить малыша читать как можно раньше. Игры со словами помогают сформировать речь ребенка, расширяют его словарный запас, улучшают артикуляцию. Малыш лучше запоминает сказки и стихи, может их пересказать.
«Слова на карточках» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: наблюдать за деятельностью взрослого; слышать и соотносить написанные слова.
ПОНАДОБИТСЯ: светлый картон (подойдут чистые коробки от конфет, каш и т.п.), детские ножницы, фломастеры.
КАК ИГРАТЬ. У наших карточек будут два общих признака:
На каждой из них написано только одно слово.
Все буквы в слове написаны одним цветом.
Во всем остальном карточки могут быть разными: большие и маленькие, с дырками и без, из цветного картона и белого и т.д. В изготовлении карточек не надо стремиться к однотипности — однообразие утомляет ребенка и притупляет его восприятие.
Слова на карточках мы пишем яркими фломастерами. Подойдут синий, зеленый, фиолетовый, малиновый. Реже старайтесь использовать коричневый, желтый, красный и оранжевый цвета. Коричневый цвет мрачноват, желтый плохо заметен, а красный и оранжевый утомляют нервную систему малыша, поэтому лучше использовать их в ограниченном количестве.
Напишите на полосках из белого и цветного картона знакомые малышу короткие слова («МАМА», «ПАПА», «КОТ», «СОБАКА»). Вы можете сделать это вместе с ребенком, управляя движениями его руки и проговаривая каждую букву: «М-А-М-А». Разложите перед малышом две-три карточки и попросите его найти определенное слово: «Дай мне слово «МАМА». Где оно?» Прочитайте слово вместе с ребенком, проводя его пальчиком по буквам. Поиграйте так и с другими словами, обращая внимание малыша на буквы: «Угадай, где слово «ПАПА»? Правильно! А где буква «П»? Вот «П» — папа! Давай прочитаем!»
Разложите перед малышом карточки с такими словами: «ПАПА», «МАМА», «ЗАЙКА», «МИШКА», а также карточку с именем ребенка. Выберите одну из карточек, прочитайте ее малышу («ПАПА») и спойте песенку про папу в машине. Когда в песне прозвучит слово «ПАПА», возьмите малыша за пальчик и пропойте это слово.
Машина, машина
Идет, гудит.
В машине, в машине
Папа сидит.
Би-би-би!
Би-би-би!
Затем предложите: «Давай теперь споем песню про маму! Найди мне слово «МАМА».
Машина, машина
Идет, гудит.
В машине, в машине
Мама сидит.
Би-би-би!
Би-би-би!
ВАРИАНТЫ. Игру с карточками можно включить в процесс рисования. Фломастерами или карандашами нарисуйте вместе с ребенком машину. Положите одну из карточек на рисунок («в машину») и сообщите малышу: «Смотри, в машине папа сидит!» Спойте песенку про машину и прочитайте карточку со словом, проводя по буквам пальчиком ребенка: «П-А-П-А!»
«Пишем карточки вместе» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: читать и писать; понимать, как выглядят на письме слова, которые мы слышим; составлять слова в простые словосочетания; развиваем речь; увеличиваем активный словарь ребенка.
ПОНАДОБИТСЯ: картонные заготовки для написания карточек, разноцветные фломастеры.
КАК ИГРАТЬ. Сядьте за стол и посадите малыша к себе на колени. Левой рукой придерживайте ребенка за грудь, чтобы научить его правильной посадке за столом и избежать проблем с позвоночником. Удерживайте ребенка на руках в удобном положении, чтобы он сидел с ровной спиной, не наклонялся близко к листу и не сползал у вас с рук.
Правой обхватите ручку малыша так, чтобы он правильно держал фломастер. Его рука не должна сжиматься в кулачок. Направляйте движения ребенка, чтобы они были достаточно быстрыми и уверенными.
Иногда бывает необходимо прервать занятие, чтобы расслабить руки малыша. Встаньте из-за стола, походите, потанцуйте, а потом вернитесь к надписыванию.
Перед каждым занятием выберите несколько слов, необходимых для игры. Лучше, если это будут слова, обозначающие хорошо знакомые и значимые для ребенка понятия. Например, «МАМА», «ПАПА», «СПАСИБО», «МОЛОКО» и, конечно, имя крохи. Еще лучше, если вам удастся подобрать слова для простых словосочетаний («МОЯ КАША», «ЭТО ЯГОДКА», «КРАСИВЫЕ БУСЫ» и т.п.).
Скажите малышу: «Давай напишем слово «КАША». Берите фломастер и вместе с ребенком пишите, проговаривая каждую букву: «К-А-Ш-А». Еще раз повторите написанное слово, проговаривая все слово слитно: «КАША». Обязательно напишите с малышом еще хотя бы одно слово («МОЯ», «ЭТО» или «ЛОЖКА»). Пишите в таком же порядке, как предыдущее. Если ребенок больше не хочет писать, напишите сами, показывая, как вы это делаете.
Бывает, что малыш вдруг захотел писать сам и взял фломастер. Тогда обведите слово вместе с ним, прочитывая нараспев.
Подарите слова любимым игрушкам: «Вот тебе, мишка, «КАША». Вот тебе, кукла, «ЛОЖКА».
Не предлагайте ребенку для игры только одну карточку! Слова запоминаются гораздо легче, когда в игре участвует 3-4 карточки. Если же вы возьмете для игры с малышом много карточек, то он не сможет сосредоточиться на словах и чтении и будет разбрасывать, перекладывать, возить карточки — только не читать их.
Написанные карточки, оставшиеся от предыдущих игр, храните в недоступном месте, чтобы ребенок их не разбрасывал, не портил и чтобы они ему не надоели.
«Пишем и обводим» (10-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: обводить; готовим руку к письму.
ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, несколько фломастеров.
КАК ИГРАТЬ. Обводить уже написанные слова очень полезно — вне зависимости от того, писали вы вместе с малышом или просто при нем. Чем же так хороша обводка? Обводя, ребенок сразу видит целое слово. Он не задумывается, какую букву написать. Это помогает малышу действовать более уверенно, так как он не может ошибиться. Одновременно ребенок сразу учится писать правильно (избегать ошибок в написании букв). При обводке слова малыш не напишет букву «Я» задом наперед или слово «МАЛАКО».
Упражнения с обводкой очень полезны при подготовке к письму, поэтому мы рекомендуем проводить их на всех этапах обучения малыша чтению.
Сначала учимся обводить в круг или овал отдельные слова в таких фразах, как: «МОЙ ПАПА», «МОЯ МАМА», «ВКУСНАЯ КАША». Позднее мы учим ребенка обводить каждую букву в слове: «М-О-Й П-А-П-А». Когда малыш обводит буквы самостоятельно, он может обвести не по одной, а по 2-3 буквы. Хвалите его и за это!
Самое сложное для малыша — обводить буквы по контуру. «Давай обведем буквы, чтобы они стали еще красивее! Каким фломастером ты хочешь обводить — синим или красным?» Не требуйте, чтобы малыш точно повторил линии буквы, но следите, чтобы все буквы в слове были одного цвета.
ВАРИАНТЫ. Обводите слова и фразы на уже готовых рисунках малыша.
«Делаем кармашки для слов» (18-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: читать и писать; правильному произношению фразы.
ПОНАДОБИТСЯ: готовые рисунки малыша, цветная бумага, клей или скрепки.
КАК ИГРАТЬ. Возьмите готовый рисунок малыша. Рассмотрите его вместе с ребенком. Обсудите, что изображено на рисунке. Придумайте, какую надпись можно сделать. Вам придется помочь малышу, предлагая варианты фраз. Слова и фразы должны быть простыми, чтобы ребенок смог их произнести. Когда надпись готова, возьмите несколько небольших кусочков картона или плотной бумаги и напишите на них яркими фломастерами те же слова.
Вырежьте из цветной бумаги прямоугольник — это будет кармашек. Примерный размер кармашка — 6×3 см. Теперь кармашек надо прикрепить на рисунок. Это можно сделать с помощью клея или больших канцелярских скрепок. Лучше всего расположить кармашек на свободном месте в углу рисунка. В него должно помещаться 2-3 карточки со словами. Пусть они выглядывают из кармашка — малышу будет легче их доставать! Теперь в него можно положить карточки со словами и закончить игру.
В дальнейшем, когда вы захотите поиграть со словами, достаньте этот рисунок с кармашком. Еще раз рассмотрите его и прочитайте надпись. Теперь доставайте по одному слову из кармашка и накладывайте его на соответствующее слово на надписи на рисунке. Помогайте ребенку правильно выбрать необходимое слово, мягко поправляя его и не упрекая за ошибки. Когда останется одно слово, дайте малышу возможность действовать самостоятельно — тут уж он не ошибется. Полюбуйтесь, как красиво получилось, и еще раз прочитайте готовую фразу.
ВАРИАНТЫ. Этот вариант игры предполагает приготовление отдельных кармашков из бумаги или ткани (можно использовать клеенчатый материал). Привяжите к кармашку шнурок так, чтобы получилась ручка. Теперь его можно держать, как маленькую сумочку. В него можно складывать карточки, переносить их и дарить игрушкам.
Кармашки можно пришить к одежде кукол и других игрушек. Такие кармашки могут быть уже сделаны на их одежде, а можно просто вложить кармашек на шнурке в лапку мишке или зайке. Кармашки на одежде игрушек хороши тем, что принадлежат любимой игрушке, в них легко вкладывать карточку, поэтому малышу будет удобно с ними играть.
«Паровозик со словами» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: разнообразным действиям со знакомыми предметами; координации движений; работе с ножницами; навыкам чтения.
ПОНАДОБИТСЯ: цветной картон, ножницы, клей, картонки для слов, веревочка.
КАК ИГРАТЬ. Вырежьте из цветного картона паровозик и два прямоугольных вагончика. Не делайте их маленькими (примерно 8(10)х15(20) см). Теперь вырежьте колеса контрастных цветов и приклейте к паровозу и вагонам.
По бокам паровоза и вагонов сделайте дырки для веревочек. Возьмите две короткие веревочки, чтобы прикрепить паровоз и вагоны друг к другу, и одну длинную — за нее мы будем возить поезд. Пусть малыш поможет вам привязать веревочки (отличная игра-шнуровка!).
Игры по обучению чтению
Теперь пусть ребенок катает поезд за веревочку и радуется, а вы спойте ему песенку:
Загудел паровоз,
Он ребяток повез!
«Чух-чух, ду-ду!
Далеко поеду!»
(Затем спойте про самого малыша.)
Загудел паровоз,
Он Алешу (Анюту, Данилу и т.д.) повез!
«Чух-чух, ду-ду!
Далеко поеду!»
В следующих куплетах «прокатите» маму, папу, бабулю. После этого сделайте на паровозике и вагончиках бумажные кармашки и вырежьте 3-4 картонных персонажа: мишку, кота и т. п. Положите одного из них (например, мишку) в любой кармашек и скажите: «Вот мишка поехал! Вези мишку!» Помогите малышу прокатить за веревочку поезд с мишкой и спойте уже знакомую песенку: «Загудел паровоз! Он мишку повез!» Так по очереди покатайте 2-3 разные фигурки.
ВАРИАНТЫ. Напишите несколько карточек со словами: «МИШКА», «ПАПА», «МАМА», карточку с именем ребенка и положите в кармашки на поезде. Теперь покатайте этих пассажиров.
Положите в кармашек сразу 3-4 карточки: «Давай посмотрим, кто едет в поезде?» Доставая по одной, спрашивайте у ребенка: «Это кто? Папа! Папа едет в поезде!»
Складывайте карточки обратно, обозначая написанное слово: «Клади слово «ПАПА», клади слово «КОТ»! Клади слово «ДАНЯ»! Молодец! Все поехали!»
«Прятки со словами» (24-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: усвоению и запоминанию написанных слов; произнесению найденных слов.
ПОНАДОБИТСЯ: карточки с написанными словами, детское ведерко.
КАК ИГРАТЬ. Сядьте на пол или за стол. Положите карточку с написанным словом перед малышом и прочитайте ее: «СОК». Накройте карточку ведерком: «Спрячем слово «СОК». Спрячьте слово под ведерко так, чтобы оно выглядывало из-под него. «Тук-тук! Что у нас там?» Поднимайте ведерко. «СОК!» Поиграйте так же с другой карточкой. Не забывайте водить по слову своим пальцем и пальчиком ребенка.
Совсем маленькие детки любят другой вариант игры в прятки. Положите карточку перед малышом и прочитайте слово «КАША». Затем закройте свои глаза ладонями и удивитесь: «Где же «КАША»?» Откройте глаза: «Вот «КАША». Еще раз прочитайте слово и помогите малышу закрыть ручками свои глаза. В эту игру можно поиграть и с любимой игрушкой ребенка.
Вы можете прятать карточки под коврик или шляпу. Спрячьте карточку так, чтобы она наполовину была видна. Походите по комнате вместе с малышом и поищите ваше слово. Загляните под стул: «Где же «МОЛОКО»?» Посмотрите за занавеской: «Здесь нет!» Поищите на столе: «И тут нет!» Если малыш в это время будет видеть карточку и пытаться вам показать — очень хорошо! Ему захочется играть еще и еще — он ведь такой догадливый. А теперь найдите ваше слово: «Вот «МОЛОКО». Порадуйтесь и похлопайте в ладоши.
ВАРИАНТЫ. Можно прятать карточки со словами в мешочек. У вас в доме наверняка найдется небольшой тканевый мешочек. Если мешочка нет, вы можете использовать небольшую наволочку от подушки малыша.
Устройтесь с ребенком на полу или за столом. Перед началом игры положите в мешочек 3-4 карточки со словами. Возьмите мешочек в руки, покажите его малышу: «Что у нас в мешочке?» Достаньте слово и прочитайте его. Положите карточку рядом так, чтобы ребенок видел, что это за слово. Выньте следующее слово, четко назовите его. Если ребенок не решается сам достать слово, не настаивайте. Достаньте карточку и радостно сообщите: «ДАНЯ»! Вот сколько всего в мешочке!»
Можно накрывать слова коробочкой. Накройте карточку со словом перевернутой коробкой. Постучите пальчиком по коробке: «Тук-тук! Кто там?» Поднимите коробку. «О! «БАБА»!» Поменяйте слово: «А теперь? А теперь «ДЕД»!»
В конце игры разложите карточки со словами рядышком на поверхности и прочитайте, показывая на каждое слово рукой.
О том, как изучать буквы и строить фразы с помощью карточек, мы расскажем в следующей статье.
Комментарии