Традиционно считается, что девочкам и мальчикам следует покупать разные игрушки. Но это не совсем так. Для полноценного развития девочке нужны не только куклы, но также мячики и машинки. А почему бы и нет? Женщины давно водят машины и разрабатывают проекты целых городов наравне с мужчинами.
«Все, что ребенок осваивает в игре, пригодится как мальчикам, так и девочкам, – считает психолог Елена Шеина. – От природы никуда не уйдешь, и уже с самого раннего возраста у детей начинает проявляться половая дифференциация, все заметнее становятся отличия в игре мальчиков и девочек, их пристрастия к игрушкам. И вот постепенно конструкторы и машинки занимают основное место в спальне мальчика, а куклы, мебель и посуда становятся главенствующими в комнате девочки, которая все чаще начинает принимать на себя разные роли (мамы, персонажей мультфильмов и т. д.)».
КАКИЕ КУКЛЫ ЛУЧШЕ?
По мнению большинства психологов, для гармоничного и целостного развития личности начиная с младенческого возраста каждому ребенку нужны разнообразные куклы. Вначале это могут быть неваляшки и матрешки. Когда ваша малышка немного подрастет, можно купить ей большого пупса, с которым она с удовольствием будет нянчиться: купать, кормить, укладывать спать, катать в коляске. После 3 лет начинается новый этап игры, когда ребенок выступает одновременно и как режиссер, и как исполнитель всех ролей. В это время все игрушки оживают в руках малышки. Они разговаривают друг с другом, ходят в гости, путешествуют, болеют, выздоравливают, дерутся и мирятся, вместе отмечают праздники, играют свадьбы, ходят по магазинам. С маленькими пупсами-голышами можно будет поиграть в детский сад или семью. Для таких игр больше подходят небольшие игрушки высотой от 5 до 10 см. Таких кукол удобно держать в руках, разыгрывать с ними целые спектакли. Чуть позже, когда ребенок уже может принять роль на себя, подойдут более крупные куклы, близкие ребенку по возрасту. Их удобно расчесывать, переодевать, завязывать банты, учить уму-разуму и учиться вместе с ними, осваивая разнообразный жизненный опыт.
КАК У ВЗРОСЛЫХ
Маленькие девочки любят играть с куклами в «дочки-матери», но Барби – это уже не дочка. Так же трудно представить ее подружкой или сверстницей маленького ребенка. Эта кукла в отличие от большинства других имитирует не младенца, а взрослую женщину. «Безусловно, Барби позволяет проигрывать массу жизненных ситуаций, но при этом действие производится уже не над куклой (ее пеленание, кормление, купание), а от ее имени. А это уже совсем другой этап игры. Кукла Барби в игре может выступать не как дочка, а как мама. Поэтому такую куклу лучше покупать девочке уже школьного возраста, которая постепенно начинает осваиваться во взрослом мире», – говорит Елена Шеина.
В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6–7 ЛЕТ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ ЗАНЯТИЕМ РЕБЕНКА.
КУКОЛЬНАЯ УТВАРЬ
В кукольном хозяйстве пригодятся разные предметы: ванночки, полотенца, одеяльца, постельное белье, кукольные кроватки, домики, наборы посуды, одежда; кукольные транспортные средства – машины, коляски и пр. Однако этих предметов не должно быть слишком много и, что важно, не все из них должны быть точными маленькими копиями настоящих. В ином случае игра превратится в обычную манипуляцию с предметами, что не позволит развивать воображение ребенка. Ведь чем более совершенна игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Так что наряду с новомодными колясками, утюгами и стиральными машинками, так похожими на «мамины», девочке стоит купить набор деревянной посуды, с которой можно будет не только играть, но и раскрашивать ее по своему желанию.
Одна из самых привлекательных игрушек как для мальчиков, так и для девочек – кукольный дом. Его можно купить или сделать самим, вместе со своим малышом, из подручного материала: кубиков, деталей конструктора, всевозможных коробок. «Созданный своими руками дом обычно вызывает у детей больший эмоциональный отклик, чем купленный, – рассказывает Елена Шеина. – К тому же конструирование вместе со взрослым развивает во-ображение, мышление, мелкую моторику».
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Помимо всех перечисленных игрушек, малышке нужно позволять играть с бытовыми предметами. Такие игры приучают к выполнению простейшей домашней работы. Если дочка, по-дражая маме, пытается подметать пол, не стоит ей этого запрещать, даже если мусор не убирается, а разбрасывается по всей кухне. «Лучше поощрить интерес ребенка и продолжить работу вместе с ним. Ведь если он не будет пытаться, то никогда не научится этого делать. Даже если у ребенка плохо получается, необходимо его хвалить, тем самым поддерживая интерес к домашней работе», – говорит Елена Шеина.
ДЕВОЧКИ, КОТОРЫЕ НЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ
«Моя дочка Катя в свои четыре года совсем не играет в куклы, любит мягкие игрушки и разную технику. Автопарк у нее не хуже, чем у любого мальчишки. Наши знакомые подарили Барби, так она совсем не интересуется…»
Если ваша дочка предпочитает «мальчишечьи» игрушки, не стоит запрещать ей играть в них. В этом нет ничего страшного, – считает психолог Елена Шеина. – Однако если это вас сильно беспокоит, попробуйте включить в игру с машинками кукольных персонажей. Или же купите ей какую-нибудь мягконабивную куклу. Она похожа по качеству на мягкую игрушку, возможно, с ней девочка станет играть.
ПЕРВАЯ КОСМЕТИКА
Сегодня в продаже имеются детские наборы бижутерии и косметики, которые включают в себя все, что может понадобиться маленькой моднице, от расчесок и шампуней до помады и духов. В отличие от декоративной косметики для взрослых они не наносят вреда детской коже. Такие наборы предлагаются для девочек от 3–4 лет. Однако не стоит этим злоупотреблять – в этом возрасте у детей еще нет необходимости ею пользоваться. Такая потребность появляется в подростковом возрасте. Не акцентируйте также эту сторону взрослой жизни, чтобы для ребенка это не стало самым главным в жизни.
Комментарии