Продолжаем публиковать записки о детских дошкольных учреждениях из ЖЖ психолога Марины Озеровой. Автор собрала множество аргументов «за садик» — и со своей позиции сторонника домашнего воспитания развенчивает их один за другим. В прошлый раз речь шла о том, бывают ли хорошие садики; о том, что означает «поплачет и привыкнет» и «ребенку нужно общение»; о родных, которые ратуют за общественное воспитание. Сегодня — о семье, маминой работе и мире вокруг.
Аргументы «за садик»: ребенку в семье скучно! Сложная адаптация к… семье?
Очень часто родители говорят: «Он, когда заболеет, даже один день дома не может посидеть, сразу в садик просится!». Знаю очень много людей, которые не только отдают ребенка на полный день в садик, но и после садика КАЖДЫЙ ДЕНЬ водят на кружок, после кружка — в игровую комнату, или на площадку, или к другу из садика домой поиграть. Большинство знакомых, у которых дети ходят в садик, в выходной возят детей «пообщаться». Дети настолько «адаптируются» к жизни с чужими людьми, что не могут провести в своей семье даже один выходной!
Мне скажут, что я преувеличиваю, но это факт — таких родителей немало. Муж рассказал о знакомой, у которой ребенок посещает ВОСЕМЬ кружков в неделю. Аргумент: «дома скучно». Мне интересно: что предлагают детям дома взамен этого сумасшедшего расписания? Хоть раз родители пробовали позаниматься с детьми дома? Дети вообще в курсе, что бывает общение в семье и совместная деятельность с родителями? Или они — как мои бывшие кружковцы: «Ты что, дети все делают с няней, а не с мамой, так не бывает!».
Если дети привыкли видеть родителей вечером, усталых и вымотанных, и общение сводится к «быстренько почитать книжки — ужинать — спать», то перспектива проводить таким образом весь день их никак не соблазнит. Еще одна причина — привычка к тому, что «кто-то должен развлекать». А родители не должны развлекать! В семье никто никого не развлекает, все живут вместе и занимаются общими делами!
Так же и родители — если они видят своих детей только вечером, перевозбужденных, капризных, нервных, то они тоже пугаются: ужас, как можно быть КАЖДЫЙ ДЕНЬ со своим ребенком! Люди отвыкают от семьи. Как можно раньше родители стремятся «изолировать детей». И тем, и другим уже не представить: как это так — быть вместе? Это же скучно!
Одна мама, которая забрала детей из садика и школы соответственно, рассказывала мне о своем опыте «адаптации детей к семье». Говорит, что первый месяц детям было очень тяжело. Разумеется, их так долго приучали к жизни ВНЕ семьи, что «вернуться обратно» уже не так-то просто!
Вам это не кажется диким: дети умеют общаться «в коллективе», и не умеют — в собственной родной семье?! И если ребенок привык видеть сестренку только перед сном, то он представления не имеет, что такое — братские и сестринские отношения, и, конечно, в первый день их не построишь на пустом месте! Но жить ведь нам с семьей, а не с тридцатью чужими людьми… Поэтому у детей формируется такое представление: коллектив поменять нельзя ни в коем случае, надо терпеть любые отношения, а вот семью можно менять, как угодно и сколько угодно — это не «константа» в жизни. Здесь серьезного подхода к межличностным отношениям не наблюдается, любой пустяк служит причиной разрыва.
Знаю детей, которым в садике очень плохо, они долго адаптировались, но если их спросить: «Ты хотел бы быть дома с мамой?» — они однозначно ответят: «Нет, конечно! В садике лучше!». Просто потому, что бедные дети уже и не знают, как это — дома с мамой? Вот и получается, что если ребенка отдали в год в ясли, то для него пребывание в чужом коллективе становится, как это ни страшно, естественным и единственно возможным. Моя соседка говорит: «Ты не представляешь, как я ненавижу каникулы! Выходные легко перетерпеть — мы отвозим их (двоих сыновей 3 и 4 лет) куда-нибудь (игровая комната, садовские друзья и т.п.), а вот каникулы — это сущее наказание!». Вот так и растут дети, усваивая в самом раннем возрасте, что совместное пребывание с родителями — сущее наказание.
Если мама не знает, «что делать с ребенком», в первую очередь нужно подумать: откуда во мне это? И второе: как решить эту проблему? Потому что решать ее должна мама, а никак не ребенок! Пусть лучше мама поучится быть с ребенком, чем ребенок без мамы.
Аргументы «за садик»: ребенок должен быть изолирован от окружающего мира!
Опять же — пусть вас не смущает моя формулировка. Хотя прямо так не говорят, это очень явно видно в контексте. Почему ребенок должен быть изолирован от мира? Зачем создавать какие-то искусственные условия для его развития?
Наблюдается устойчивая тенденция создания специального «детского мира» и заключения там ребенка. Почему ребенок не может наблюдать окружающий мир, в который, вообще-то говоря, он и пришел? Почему его нужно изолировать, запереть в «коллективе» и заниматься с ним «специальными развивающими играми»? В конце концов — почему до сих пор развитие ребенка происходило в семье с помощью этого самого окружающего мира?
Что видит современный ребенок, ежедневно посещающий детский сад на полный день? Дорогу туда — «специальные занятия» в замкнутом пространстве с «назначенным» коллективом — дорогу обратно — вечером усталых и издерганных родителей. Какое мировосприятие у него формируется — по дидактическим пособиям и карточкам?
Если ребенок в семье — он с утра до вечера участвует в делах семьи, выходит с мамой «во внешний мир», видит разнообразные занятия окружающих: садовник стрижет кусты в парке, электрик залез на фонарь менять лампу, строитель обрабатывает облицовочный камень, почтовый служащий запаковывает бандероль… Это все он должен узнать по карточкам и играм в садике? Не говоря уже о ежедневных бытовых заботах: домашние хлопоты, магазин, почта, поездки… Разве это можно сделать вместо ежедневного наблюдения «экскурсиями выходного дня»?
Аргументы «за садик»: мама должна работать!
Мне, признаться, странно, почему «мамина работа» равна «садику для ребенка». Я уже писала, что вариантов может быть множество: няня, родственники, разновозрастные домашние группы, кружки, занятия и т.п. Но, тем не менее, получаю десятки комментариев: «У меня нет условий для домашнего воспитания! У нас такие обстоятельства (маленький декретный отпуск, маленькое пособие, и т.п.)!».
Если ждать «подходящих обстоятельств», легче всю жизнь прожить бездетным. Давайте повернем ситуацию так: выходит постановление, что женщины не имеют права работать программистками. Все, хватит: программисты только мужчины! Ух, что начнется! Это точно будет последний день существующего правительства! Все будут собирать подписи, выходить на демонстрации и митинги, устраивать забастовки, жаловаться в профсоюзы и т.п.
Почему женщины ПРИНИМАЮТ КАК ДОЛЖНОЕ, если им «не разрешают быть мамой»? Почему они спокойно воспринимают трехмесячный декрет и невозможность самостоятельно воспитывать ребенка? Ничего — никаких волнений! Выбирайте соответствующее правительство, лоббируйте подходящие законы, создавайте организации в защиту материнства. Где это все? Вот профсоюзов для защиты общественного положения и профессиональной деятельности — пруд пруди! Система садиков и яслей «на рабочем месте» — пожалуйста! Все начинают «подыгрывать» — мы обеспечим как можно более ранний и удобный выход на работу!
Наше советское прошлое приучило нас думать, что существует какое-то «общество», а «я» не имею к тому отношения. Общество — это много таких «я»! И уж в чем был прав Карл Маркс, так это в том, что предложение всегда соответствует спросу. Нравится женщинам отдавать своего ребенка чужим людям — государству это очень выгодно, и будут соответствующие «условия»! Что вы лично сделали, чтобы условия у вас были?! Пожаловались в ЖЖ? Очень действенно.
Некоторые говорят: «У меня не было другого выхода». Скажите, пожалуйста, какой у вас был список вариантов: из ста пунктов или из одного? Когда вы искали няню, скольких претенденток вы просмотрели — двести или двоих? Представим, что женщина выбирает туфли к новому сезону. Очень редко бывает так, что она покупает первые, увиденные в витрине. Обычно примеряет множество вариантов. Ребенок — не туфли! Для него можно пересмотреть БОЛЬШЕ одного варианта развития событий, не ограничиваясь непременным: «Он в сад, я на работу»! Потому что детство — одно! И ребенок — единственное, что нам дано НАВСЕГДА, в отличие от работы, сослуживцев, карьеры и денег. Если мама работает, чтобы ему было хорошо, а ему при этом плохо — где логика?
Если человек нацелен «выйти на работу» вот в этот офис, это одно. Если у него цель — самореализация плюс заработок, это уже совсем другое! И в первом случае вариантов никаких не будет, потому что в сознании — прочная преграда к поиску. Во втором случае варианты будут всегда.
К тому же если человек занимается тем, что ему нравится, это неизбежно влечет за собой и профессиональный успех, и заработок — это непреложный закон. Если человек говорит: «Ну, я даже не знаю, чем хочу заниматься. Вот у меня такое образование, и что же делать, я и работаю в этой фирме», — это не подход взрослого человека, которому требуется самореализация.
Еще один момент, о котором часто рассуждали в комментариях: если у мамы цель отдать ребенка в садик, у нее обязательно будет «безвыходное положение». Если у нее цель ОБЕСПЕЧИТЬ ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЖЕ ПРИ СОБСТВЕННОМ ВЫХОДЕ НА РАБОТУ — она этого добьется. Найдутся мамы-единомышленники, домашняя группа, адекватная нянечка и т.п. Потому что если женщина хочет — она достигает. Если она цепляется за свою «безвыходность» — жизнь постарается обеспечить ей соответствие действительности установкам.
Аргументы «за садик»: мы так росли, и ничего!
Главное, чему мешает этот стереотип — попытаться сделать своему ребенку ЛУЧШЕ. Почему нельзя сделать лучше, если знаешь, что можно? Если у мамы осознанный подход и она полна безусловной любви, то, находя что-то, хоть какую-то возможность сделать ЛУЧШЕ для ребенка, она с радостью это использует! Безо всяких аргументов! Прежде чем говорить «все дети разные» и «мы так росли» — подумаем, мы это утверждаем «из интересов ребенка» или чтобы самим не делать «лишних движений»?
«Мы так росли». Ну и что? Теперь будем вымещать все на своих детях, если «мы так росли»?
Комментарии