Кубики есть у каждого малыша. В любом доме, где растет ребенок, наряду с погремушками, мячом, пирамидкой обязательно появляются строительные деревянные или мягкие тряпичные, разноцветные, большие или маленькие, с буквами или картинками чудесные кубики. Чем же кубики заслужили такое уважение? В какие игры можно с ними поиграть?
Уникальность кубика для развития ребенка отмечал еще в начале XIX века немецкий педагог Фридрих Фребель. Он называл кубик «даром для ребенка» и считал его «бесспорной и необходимой» второй игрой после мяча. В 6 месяцев малыш получал этот предмет, а вместе с ним и возможность познавать новое, сравнивать, манипулировать и наблюдать. Не оставляет без внимания этот удивительный предмет и первооткрыватель советской педагогики Борис Никитин. Его известные во всем мире развивающие игры во многом и есть кубики. Это и «Сложи узор» (16 кубиков с определенной окраской), и «Уникуб» (27 кубиков, грани которых выкрашены в три цвета), и «Кубики для всех» (состоящие из маленьких кубиков, скрепленных определенным образом).
Кубики помогут детям развить внимание, логику, наблюдательность, мелкую моторику, творческие способности, пространственное воображение, разобраться в будущем со стереометрией, начертательной геометрией, черчением.
НАЧАТЬ СНАЧАЛА
Покажите малышу, как перекладывать кубик из руки в руку, как стучать им о другой кубик или стол, как складывать в ведерко и доставать из него.
ПРЕДЛАГАЙТЕ МАЛЫШУ НЕ ТОЛЬКО ПРОСТЫЕ КУБИКИ, НО И КУБИКИ С РАЗНЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ, НАПОЛНИТЕЛЯМИ, РИСУНКАМИ, ВКЛАДЫШАМИ.
Простые игры с кубиком для самых маленьких, конечно, можно найти в работах Фребеля. Он предлагает дать кубик ребенку, положив его перед ним сильным движением: «Стой, твердо стой! Стой, кубик мой!» Все игры немецкого педагога сопровождаются стихотворными строчками. Можно покачать кубик из стороны в сторону: «Сюда качнется он, туда − стоять не любит никогда». Можно показать, как он стоит на грани возле небольшого предмета, как вертится на одном уголке: «На одной ноге стою и верчусь, не устаю!»
Кубик, попавший в ручку малыша, показывает ему лишь три свои грани, скрывая остальные. Кубик, висящий на веревочке, раскачивается и то приближается, то удаляется от крохи. А кубик, вращающийся на продетой через него веревке, превращается в цилиндр или иногда в шар. Разные манипуляции знакомят ребенка с арифметикой (малыш наблюдает стороны, углы, грани, форму кубика), механикой и физикой (давление кубика на ладонь малыша, опускание и поднимание его на нитке), с самой жизнью (кубик похож на квадратный камень, тюк товара, садовый стол, кадку в цветочной оранжерее…).
СТРОИТЕЛЬСТВО ПО ЧЕРТЕЖУ
Малышу 3-4 лет можно дать чертежи для постройки. Изобразите простейшие сооружения − башенку из двух кубиков, из трех, из четырех. Два кубика, на них один; три кубика, на них два, на них один. Если кубики разноцветные и разной величины, играть еще интереснее.
УПАДЕТ – НЕ УПАДЕТ
Предложите малышу среди прежних чертежей 2–3 новых, невозможных для строительства. Это может быть «арка», в которой средней части не на что опереться, «рогатка», возвышающаяся на одном кубике, который должен суметь поддерживать всю конструкцию одними уголками. Или «плюс», крайние части которого на рисунке «висят в воздухе». Пусть кроха опытным путем определит, какие чертежи сделаны неправильно.
ВЫКЛАДЫВАЕМ УЗОР
Предложите ребенку выкладывать различные рисунки. Это может быть просто желтая собачка или орнамент из нескольких цветов. Игра Никитиных «Сложи узор» − это усложненный и более интересный вариант.
СОСТАВЛЯЕМ КАРТИНКУ
Кубики с разрезными картинками полезнее, чем паззлы, утверждают педагоги. Отсутствие скреплений и необходимость переворачивать кубики делают игру из 6 кубиков даже сложнее, чем составление картинки из 24 паззлов. Для начала предложите ребенку 4 кубика и переверните все кубики нужной стороной. Возможно, для самых маленьких нужно будет соединить 3 кубика и предложить правильно поставить только последний– ведь его тоже нужно правильно развернуть. В качестве подготовки к этой игре можно разрезать открытки на 2, затем 3 или 4 части и предложить малышу их собрать.
КАТИТСЯ – НЕ КАТИТСЯ
Возьмите кубик и шарик. Положите их на наклонную плоскость. Шарик катится, а кубик нет. Если сделать наклон больше, то и кубик может скатиться по скользкой поверхности, но шарику эти условия не нужны. Далеко ли укатится кубик? А шарик? Почему? Покажите ребенку уголки и грани кубика.
СТРОИМ ДОМ
В год малыш уже должен суметь поставить кубик на кубик. Чем не постройка, чем не дом? Это простое занятие очень увлекает малышей. Только помогите крохе. Показывайте, как можно сделать дом выше и интереснее. Приставьте кубики со всех четырех сторон башенки. Пусть и малыш попробует так. Поставьте два кубика и посередине на них еще один. Предлагайте разные варианты. Шаг за шагом ребенок будет удивлять вас своими архитектурными способностями.
БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ
Кубики — отличный материал для обучения математике. Возьмите пять красных кубиков и четыре синих. Чтобы узнать, каких кубиков больше, соедините их попарно. Остался красный? Красных больше. Пусть малыш определит, каких больше, синих или желтых. И самое сложное: каких больше − больших или маленьких? Придумайте истории. Например, что красные кубики хотят танцевать с синими, всем ли хватит партнеров?
ВЫШЕ – НИЖЕ
Постройте башню из трех кубиков. Попросите кроху соорудить здания ниже и выше вашего. Когда вы занимаетесь строительством, можно разнообразить игру с помощью маленьких игрушек. Поросенок боится высоты и хочет жить в низком домике, а жираф не соглашается пригибать шею − ему нужен домик повыше.
КУБИКИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПОВСЕДНВНЫХ ИГРАХ: КАК СТУЛ И СТОЛ ИЛИ КУСОЧЕК ТОРТИКА ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ЧАЕПИТИЯ.
ДЛИННЕЕ – КОРОЧЕ
Будем учиться делать дорожки или для кукол, или для машинок. Дорожки должны получиться длинные, но, чтобы сравнить их длину, нужно разместить их рядом. Этому и предстоит научиться малышу.
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Выстраивая кубики в ряд, можно познакомить ребенка с чередованием и последовательностью. Положите красный кубик, потом синий, потом опять красный. Пусть малыш продолжит дорожку, вагончики поезда или бусы.
Усложните задания − чередуйте три цвета или выкладывайте пары одинаковых кубиков. Если же кубиков у вас много, то можно сделать шахматную доску из 32 темных и 32 светлых кубиков.
КТО ВЫШЕ?
Кому удастся побить рекорд и выстроить самую высокую башню? Кубики нужно класть очень аккуратно. Важно, чтобы поверхность для стройки была ровная и твердая. Обратите внимание малыша на это.
ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
Положите в мешочек несколько маленьких кубиков и еще несколько вещей или игрушек похожего размера. Пусть малыш не глядя достанет все предметы, кроме кубиков, и на ощупь отгадает, что достал.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР
Разноцветные кубики – прекрасная возможность выучить цвета. Одинаковые кубики, отличающиеся только цветом, − идеальный материал для развития восприятия цвета. Предложите ему дать вам все кубики такого же цвета, как вы показываете. Пусть малыш отложит отдельно к желтому кубику все желтые, к синему − все синие. Задание можно сделать интереснее: положить красные кубики красному мишке, а желтые − желтому бегемотику. Проговаривайте названия цветов.
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА
Грузом будет строительный материал − кубики. Можно просто перевозить их из комнаты в комнату на грузовике. А можно рассортировать их по размеру или цвету и перевозить группами. Давайте задание:«Привези мне большие кубики» или «Привези мне красные кубики». Задание можно усложнить: «Привези все красные и большие кубики» или еще сложнее, для настоящих вундеркиндов: «Привези не красные и не большие кубики!»
ВЫ РЕШИЛИ ПОИГРАТЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ В КУБИКИ? УБЕДИТЕСЬ, ЧТО РЕБЕНКУ ЭТО ИНТЕРЕСНО. ЕСЛИ ОН ОТКАЗЫВАЕТСЯ, НЕ НАСТАИВАЙТЕ.
СНАЙПЕР
Поставьте коробку на расстоянии 1м от ребенка и предложите ему попробовать забросить туда кубики. Игра развивает глазомер, меткость, точность движений.
ПО КОЧКАМ
Разложите кубики на расстоянии чуть меньше шага ребенка, и пусть малыш попытается пройти по ним. Дайте малышу руку − удерживать равновесие ему довольно сложно. Это упражнение хорошо как профилактика плоскостопия.
ПОДЪЕМНЫЙ КРАН
Предложите ребенку сесть, ноги вытянуть, руками опереться на пол. Ногами (как ножницами) нужно захватить кубик и перенести его по часовой стрелке на другую сторону. Так перенести все кубики, потом вернуть их обратно.
Комментарии