Увлечение обучением. Развивающая среда для малыша

Увлечение обучением. Развивающая среда для малыша

Выбор игрушек и развивающих пособий для самых маленьких сейчас очень широк. С одной стороны, ценовой диапазон и доступность — это хорошо. С другой — большое количество высокомеханизированных игрушек снижает собственную игровую, познавательную активность ребенка. Поэтому при выборе старайтесь отдавать предпочтение традиционным игрушкам, прошедшим испытание временем. При выборе развивающих игр основным критерием должна быть многофункциональность и долговечность использования этой игры.

Родителям бывает сложно удержаться от соблазна купить яркую дешевую недолговечную игрушку, зайдя в магазин с ребенком. Однако избавиться от ненужной вещи будет потом непросто, а дом очень быстро превратится в среду, совершенно неприемлемую для жизни и развития ребенка. Гора игрушек в углу, забитый игрушками балкон, шкаф — это не только неудобно, но и вредно. При увеличении числа детей с диагнозом «гиперактивность с дефицитом внимания» рекомендация хранить игрушки на своих местах, не иметь много игрушек, убирать игрушку перед тем, как достать новую, становится не просто воспитательной и организационной, но и приобретает чисто медицинский смысл. Точно так же, как ребенку с бронхиальной астмой нельзя жить в пыльном помещении, детям с дефицитом внимания и гиперактивностью нельзя жить не по режиму и в не систематизированном пространстве.

В самом начале (с того момента, как ребенок уверенно самостоятельно сидит)

В наборе игрушек любого малыша, конечно же, должны присутствовать две-три пирамидки, отличающиеся друг от друга материалом изготовления, цветовой гаммой, количеством колец. Если при самостоятельном освоении пирамидок ребенок не начинает их складывать правильно, необходимо придумать игру, в которой он будет заинтересован в определении размера и цвета элементов («Принеси папе самое больше колечко», «Принеси бабушке самое маленькое», «Сложи в корзинку все желтые колечки»).

Многим детям проще начать с пластмассовой пирамидки «Стаканчики» (еще их называют вкладыши один в другой). Традиционная русская матрешка стоит у вас как сувенир и украшение интерьера, достается и дается в руки ребенку как поощрение либо как иллюстрация к сюжетной игре.
В этот же период мы активно учим ребенка манипулировать кубиками. Лучше всего в этом возрасте дети играют в кубики одинакового размера, с гранью 5-6 см, пластмассовые, разноцветные. Кубиков должно быть много — так много, чтобы выстроив классическую стену с окошками, малыш мог за нее спрятаться, а башня, построенная из кубиков красного цвета, была бы с него ростом.
Рамки со вкладышами. Если это просто фанерка с вырезанными окошками, достаточно будет 3 вариантов, например: животные и их жилища; геометрические фигуры — не меньше 7-10; гусеница с алфавитом или паровозик с числовым рядом. Эти игрушки мы сначала используем по прямому назначению, а для более взрослого ребенка — это наглядный материал в ваших занятиях с цифрами, буквами, формами. Малыш, который уверенно держит карандаш в руках, может обводить карандашом геометрические фигуры на листе бумаги.

Как аналог фанерным рамкам хорошо зарекомендовал себя пластмассовый разборный куб, где в каждой грани есть прорези для 3-4 геометрических тел. Эти игрушки выпускаются разными производителями с очень разным качеством. Основные критерии при выборе куба: он должен разбираться на грани; геометрическое тело должно пролезать только в «свое» отверстие; на разных гранях фигуры не должны повторяться. Начать можно с одной грани, постепенно усложняя задачу. Геометрические тела — формочки можно использовать как формы для выпечки песочного печенья: детям очень нравится применять свои игрушки в практической взрослой жизни. Эти же фигуры могут быть использованы при лепке из глины, пластилина, соленого теста.
Вспомним замечательную русскую игру домино. Детских модифицированных вариантов сейчас выпускается очень много. При покупке обратите внимание на качество и содержание картинок. Постепенно к 3 годам полезно перейти на классическое домино с точечками. Изучение цифр хорошо сочетается с игрой в домино. Очень полезно играть с ребенком в классическое лото, не только показывая ему картинку, аналог которой он должен найти у себя на карточке, но и просто называя изображение: «У кого есть яблоко?»

Игры, развивающие мелкую моторику (от 1,5 лет)

Мозаика. Для совсем маленького ребенка лучшим вариантом будет шестигранная мозаика в круглой коробке. Наиболее эффективно развивает мелкую моторику и будет задействована надолго самая мелкая мозаика, располагающаяся на прямоугольном полотне. Большой выбор таких игрушек — у компании «Стеллар». Минимум 6 цветов, а лучше 8. Когда вы начинаете осваивать занятия мозаикой, в распоряжении малыша должно быть не более 10 фишек одного цвета. Вы просите малыша: «Сделай красную полосочку». Или: «Выложи три желтые фишки». Можно попросить сделать разноцветную дорожку — выкладываете подряд красный, желтый, зеленый и даете ребенку продолжить эту последовательность.

Многие дети любят — и занятие это очень полезное — вынимать мелкую мозаику из полотна. Для того чтобы заинтересовать малыша, поставьте перед ним железную баночку, у которой есть крышка. Пусть он складывает мозаику в нее. Когда все сложено, крышка закрывается и получается отличная погремушка. Так как мозаика в коробочке перемешается, в следующий раз можно просить малыша разобрать фишки по цветам или вынимать из этой россыпи мозаику определенного цвета.
Начинать строить картинки можно с того, что родители рисуют мозаикой контур, а малыш мозаикой «закрашивает» получившуюся фигуру.
Болты и гайки. Как еще один вариант развития мелкой моторики мальчикам можно предложить завинчивать настоящие гайки на настоящие болты. Для этого нужно купить 5-6 болтов размером 10, 12, 14 мм и т.п. и по 5 гаек на каждый болт. Ссыпать все это в одну кучу и попросить малыша помочь папе навести порядок.
Сухой бассейн. Если не найдется керамическая крынка (горлышко сосуда значительно меньше его ширины), возьмите трехлитровую банку, наденьте на нее черный полиэтиленовый пакет и у горлышка стяните резинкой. 2-3 банки заполните крупной фасолью (можно горохом или чечевицей). Сосуд может быть тренажером, а может — хранилищем мелких сюрпризов для ребенка. В первом случае вы прячете туда мелкие игрушки, которые ребенку предстоит отыскать на ощупь в массе фасоли (прежде чем предлагать такое задание малышу, попробуйте сделать это сами и решите, под силу ли ему найти то, что вы спрятали). Во втором варианте время от времени малыш находит в толще фасоли небольшой подарочек для себя: ту же игрушку, что-то сладенькое и т.п.
Пальчики в красках (с того момента, как ребенок уверенно самостоятельно сидит)

Это не вид художественного творчества, которому необходимо учить ребенка. Краска на пальцах нам нужна для развития представлений о цвете и совершенствования мелкой моторики. Поэтому совсем необязательно покупать специальные пальчиковые краски, годятся медовые акварельные. Каждый из пяти пальцев обмакните в краску какого-то одного цвета. И попросите ребенка: поставь красную точку, синюю точку. Поставь точку безымянным пальцем. Какой это цвет? Или своей рукой рисуете 6 кружочков разного цвета и просите: поставь красную точку в синий кружочек. При этом цвета кружочков могут как совпадать с цветами на пальцах, так и не совпадать. Можно попросить малыша поставить сразу две точки и т.п. Занятие получается очень интегративным.
Если ребенку нравится мазать пальцы краской, можно расширять число заданий. Если нет — те же задания можно выполнять с карандашом или ручкой, которую малыш правильно держит в руке. Обычно пальчиковое рисование используется для детей, которые совсем не любят рисовать. Как следующий этап занятий рисованием с такими детьми можно попробовать рисование кусочками поролона. Обычную губку для мытья посуды режем на 6-8 частей, в каждой ячейке с акварельной краской стоит смоченная водой губка. Смена цвета при рисовании происходит за счет нового кусочка губки. Лист бумаги для рисования должен быть достаточно плотный, размера А3, чтобы на нем уместились размашистые мазки, и он должен быть закреплен либо кнопками, либо скотчем на фанерной доске для рисования. Особой необходимости в мольберте для маленького ребенка нет. А вот листов фанеры, чтобы с вечера закрепить на них листы бумаги для завтрашнего рисования, хорошо бы иметь несколько.

Вырезание и аппликация

Ничего страшного не вижу в том, чтобы в 1,5 года дать ребенку ножницы. Они должны быть обязательно с тупыми концами, с маленьким колечком для большого пальца, удлиненным колечком для указательного и среднего. Если ножницы имеют одинаковые колечки, то в них вставляются большой и средний палец, а указательный ложится, как ему удобно.
Малышу сначала будет сложно развести пальцы. Он сидит у вас на коленях, и своей рукой вы разводите ему пальчики, а листок бумаги и вы, и малыш держите левой рукой. Смысл занятия: подвести руку ребенка перпендикулярно плоскости листа бумаги и сделать короткое «чик». Первые упражнения: «бахрома» по краю бумаги, которую вы делаете, удерживая ножницы в правильном положении. Усложнением будет разлинованный край бумаги — теперь ножницами надо попасть точно в линию. Бумагу берите достаточно плотную, цветную двустороннюю. После того, как вы закончите «бахрому», ее можно отрезать от листа бумаги так, чтобы она «дождиком» посыпалась на стол, что, конечно, очень понравится малышу. Затем, капнув каплю клея на стол, на листе цветного картона из рассыпавшихся кусочков вы клеите аппликацию. Кусочки бумаги могут быть лепестками цветка, окошками в доме, частями машины. Недостающие детали взрослый быстро вырезает из цветной бумаги сам.
Лепка (с того момента, как ребенок уверенно самостоятельно сидит)

Лепить можно из глины, пластилина и соленого теста. К выбору пластилина подойдите, пожалуйста, очень тщательно. Он должен быть от известных производителей, сертифицирован, не оставлять на пальцах следов краски, кусочки должны хорошо слепляться друг с другом. С глиной на даче проще — подойдет и серая, и коричневая, хорошо, если она будет мелкодисперсной, нежной. Хорошо в нее при разведении водой добавить клея ПВА. На даче полезно дать ребенку вымесить пальцами большой объем, как тесто. Соленое тесто готовится так: 2 части муки, 1 часть соли, развести водой до консистенции крутого теста.
Лепку совсем не обязательно начинать с объемных фигур. Вот вы слепили шарик, раздавили его ладошкой — у вас получилось солнышко. Вот вы прилепили к нему глазки, носик, лучики. Начальные этапы лепки больше могут походить на аппликацию из отдельных плоских фигур. Эту аппликацию можно размещать как на картоне, так и на более плотном материале — куске фанеры, арголита.

Пластилином очень удобно рисовать, размазывая его пальцем. В этой работе активно присутствует цвет, чего нет у глины и соленого теста: «Сделаем цветочек синенький, красненький, желтое солнышко…»
Постепенно вы будете переходить к объемным фигурам из отдельных элементов. Скатали шарик, колбаску, еще одну, соединили и получили, например, персонажей сказки: колобка, бабку, дедку. А еще шарики, колбаски, кубики из пластилина можно использовать просто как строительный материал, собирая из них машины, строя домики и т.п.
Поделки из соленого теста и глины дети потом с удовольствием раскрашивают. Для того чтобы раскрасить глину, ее нужно сначала побелить — обычным мелом, разведенным с водой и клеем ПВА. Белить можно только сухую фигурку. Такое малоинтересное занятие родителям лучше взять на себя — сделать это в присутствии ребенка и поставить сушиться. На следующий день поделки будут готовы к покраске. А фигурки из соленого теста после покраски (для прочности) хорошо бы покрыть лаком.
Раскрашивать поделки удобнее всего гуашью. Во избежание разочарований, поделки из соленого теста нельзя хранить во влажном помещении и оставлять зимовать на необогреваемой даче.

Игры для развития внимания и памяти

В этих играх можно использовать лото, деревянные вкладыши в рамку, геометрические фигуры или кубики (если ребенок хорошо знает фигуры и цвета), любые игрушки, которые малыш может назвать, хотя бы коротким словом. Ребенок сидит у вас на коленях, перед ним выкладывается ряд из 3-4 предметов. Одной рукой закрываем малышу глаза, другой — убираем одну игрушку. Открываем глаза и спрашиваем: чего (или кого) нет, какая игрушка спряталась? Доведя количество игрушек до 6, можно попробовать убрать уже не одну игрушку, а две. Игрушки можно не только убирать, но и добавлять: кто пришел? Или заменять старую новой: кто пришел вместо кого? Более сложный вариант: меняем местами игрушки в ряду и спрашиваем, кто с кем поменялся местами.
Для более старших детей годится игра типа мемори: парные картинки разложены «рубашками» вверх перед ребенком в определенном порядке — в линию или квадратом. Ребенок открывает по очереди картинки, смотрит на них и кладет на место рубашкой вверх, пока не найдет такую, которую он уже видел. Задача: открыть пару. Начать можно, выложив картинки квадратом 3х3.
«Горячо-холодно». Прячем игрушку (ребенок ее не видит) и направляем малыша словами от «холодно» до «горячо». Попутно можно тренироваться в понимании направлений: посмотри вверх, поищи под чем-то, загляни за что-то…
«Сыщик». Особенно полезно для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Показываем ребенку предмет, малыш выходит из комнаты, предмет помещаем на непривычное место, но так, чтобы его было видно из середины комнаты с роста малыша. Поворачиваясь вокруг своей оси и внимательно осматривая метр за метром, найти игрушку удается порой быстрее, чем бегая по комнате. Игра годится для одного ребенка и для нескольких.
Вместо заключения

Данная статья является заключительной в серии публикаций о развитии речи и не только: «Повседневная гимнастика для губ и язычка», «Артикуляционная гимнастика», «Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи», «Читаем, рисуем, говорим». Рекомендации статей «Читаем, рисуем, говорим» и сегодняшней желательно начать использовать как можно раньше, ориентируясь на возраст, указанный в тексте. Освоенные с вашей помощью навыки будут использоваться малышом в самостоятельной игре, что сделает ее более осмысленной и конструктивной, повысит собственный интерес ребенка к игре, разнообразит ее.
Необходимо создать вокруг ребенка среду, способствующую его гармоничному развитию, как физическому, так и психическому (последнее в более старшем возрасте будет называться «интеллектуальное развитие и адекватное поведение»). Правильная среда, окружающая ребенка, — это та, в которой он хочет делать то, что он может, и ему интересно учиться тому, чего он еще не умеет.
Итак, вы учите ребенка игре в игрушки, способам манипуляции с ними:
сначала вы сами складываете и разбираете пирамидку;
затем делаете это вместе с малышом, его руками;
потом помогаете ему, подсказываете, создаете игровые условия, в которых малышу это делать интересно;
и наконец он играет сам.

А где же самостоятельная деятельность? Самостоятельная деятельность — в переносе способов манипуляции с простыми игрушками на более сложные, в объединении этих способов, в переносе их на бытовую деятельность. Например, вы с ребенком собираете пирамидку из пяти пластмассовых колец, а на первый день рождения малыш получает в подарок деревянную пирамидку из 15 тонких колец и пирамидку «Стаканчики». После игры «Жук жужжит жу-жу, жу-жу…» ложка с супом гораздо точнее попадает в рот.
Очень хочется, чтобы рекомендации данных статей стали для вас толчком к развитию собственной фантазии и разнообразили ваше общение с ребенком. Хочется, чтобы воспитание и обучение малыша перестало называться «сижу дома с ребенком», а стало для вас увлекательным творческим занятием, полноценным способом вашей реализации.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>