Трудные и легкие дети

Трудные и легкие дети

Мы подразделяем их на эти два типа: что здесь от природы, а что от воспитания?
Все родители справедливо полагают, что воспитывать ребенка сегодня очень сложно. Одна из причин состоит в том, что малыши много времени находятся под влиянием и контролем посторонних людей: родственников, нянь, воспитателей, соседей, сверстников. Именно поэтому некоторые родители с грустью замечают, что их усилия оказывают слабое воздействие на ребенка.

Тем не менее многочисленные исследования по детской психологии подводят нас к выводу, что влияние семьи является решающим в воспитании, сильно перевешивая всё остальное. Но это не единственное, что определяет будущее ребенка. Как полагают современные ученые, не следует делать ошибку, целиком возлагая ответственность на семью. Во имя справедливости и чтобы быть более объективными, они предлагают обратить внимание на второй по значению фактор, который оказывает влияние на характер.

Врожденный темперамент

Каждый малыш имеет те или иные индивидуальные характеристики. Именно за ними скрываются ответы на многочисленные вопросы: почему одного ребенка легче воспитывать, чем другого; почему один ребенок вызывает больше любви, чем другой; почему не все дети одинаково управляемы; почему дети, выросшие в одной семье, такие разные? Итак, ребенок формируется не только под воздействием домашнего окружения, но и под влиянием собственных личностных особенностей.

Это утверждение несколько смягчает несправедливые обвинения в адрес родителей, имеющих «трудных» детей. Родители не всегда и не полностью виноваты в том, что касается их ребенка. Исследования доказали, что одни дети более склонны к осложнениям, чем другие.

Существует девять слагаемых темперамента, которые можно идентифицировать уже у новорожденных. Эти врожденные составляющие имеют тенденцию сохраняться в дальнейшем, иногда в течение всей жизни.

Безусловно, основополагающие характеристики нелегко изменить, так как темперамент глубоко вплетается в индивидуальность, однако внимательные родители, все, кто окружает ребенка, способны частично их модифицировать.

Уровень активности. Это степень двигательной активности, которой ребенок обладает от рождения.
Ритмичность (регулярность по отношению к нерегулярности). Предсказуемость таких функций, как голод, очищение организма и цикл сон — бодрствование.
Приближение или отстранение. Естественные детские реакции на новые стимулы, такие как новая еда, игрушки, незнакомые люди.
Адаптация. Скорость и легкость, с которой поведение может быть изменено в ответ на изменение внешних условий.
Интенсивность реакции. Количество энергии, использованной на выражение настроения.
Порог реакции. Уровень интенсивности стимула, необходимого для получения отклика.
Качество настроения (положительные реакции по отношению к отрицательным). Игривость, веселость, дружелюбие в противоположность неудовольствию, плачу, агрессивному поведению.
Рассеянность. Степень влияния внешнего окружения на способность концентрировать внимание.
Настойчивость и целеустремленность. Продолжительность целенаправленной деятельности ребенка и способность сохранять активность при наличии препятствий.
Возможно, вы заметили, что 3-е, 4-е, 5-е и 7-е слагаемые темперамента являются решающими при определении, легко или трудно будет воспитывать ребенка и заботиться о нем. Например, ребенок, которому трудно приспособиться к новым ситуациям (не любит перемен), или ребенок, часто пребывающий в плохом настроении, к сожалению, могут получать меньше любви и ласки от взрослых, по своему усмотрению «ломающих» нрав малышей, не оправдывающих их ожиданий и надежд. Ясно, что родители должны ориентироваться на основные характеристики ребенка при решении вопроса, какой тип воспитания ему подходит.

Комбинации «дети — родители»

Американские ученые, выявившие и описавшие врожденные характеристики детей, предложили многочисленные формулы для оценки новорожденных. По девяти составляющим психологи в состоянии предсказать, насколько «легкими» будут дети, то есть легкими во взаимоотношениях, за которыми нетрудно ухаживать и которых относительно несложно воспитывать. Детей, за которыми трудно ухаживать, с которыми нелегко общаться, они назвали «трудными», требующими от родителей большего напряжения, нежели «легкие».

В дальнейшем психологи занялись наблюдениями за воспитанием некоторых детей и сравнили, как они развиваются в зависимости от типа общения с матерью. Ученые изучали детей, у которых были «ласковые» и «неласковые» мамы. Первые женщины делали всё, чтобы их дети росли в атмосфере любви, душевного тепла, уюта. Вторые сознательно или бессознательно отторгали своих детей или были неспособны создать им атмосферу, в которой дети чувствуют себя любимыми и удовлетворенными.

Таблица суммирует эти наблюдения:

«Ласковые» мамы «Неласковые» мамы
«Легкие» дети + + «Легкие» дети + —
«Трудные» дети + — «Трудные» дети — —

Как вы видите, «легкие» дети и «ласковые» мамы дают прекрасную комбинацию. Эти дети хорошо развивались практически без последствий. «Ласковые» мамы с «трудными» детьми имели некоторые проблемы, но все подобные ситуации в большинстве случаев разрешались позитивно. В итоге в атмосфере любви, созданной их родителями, эти дети взрослели благополучно. «Легкие» дети, у которых были «неласковые» мамы, как правило, имели больше проблем, чем «трудные» дети с «ласковыми» мамами. Их опыт был чаще отрицательным, чем положительным. Как вы уже, вероятно, поняли, «трудные» дети с «неласковыми» мамами давали самую неблагополучную комбинацию. Эти дети были поставлены в тяжелые условия, они стали детьми «группы риска». Ситуация с такими детьми поистине трагическая. Они находятся под постоянной угрозой наказания, издевательств или предоставлены сами себе. Это дети, действительно подверженные риску.

Выводы для родителей

Итак, если связать все эти факты воедино, можно выявить весьма важные закономерности.

Во-первых, формирование и само существование ребенка в этом мире зависят не только от его окружения и родителей. Основные врожденные характеристики сильно влияют на процесс развития и взросления. Эти черты часто определяют то, насколько трудно или легко будет ухаживать за ребенком и сколько огорчений он принесет своим родителям. А это, в свою очередь, влияет на отношение родителей к ребенку. Здесь прослеживается двусторонняя связь.

Во-вторых, хотя такой вывод и успокаивает многих родителей, испытывающих комплекс вины, необходимо знать, что независимо от врожденного темперамента ребенка тип общения с ним матери и отца является решающим фактором в его воспитании. Понятно, что «трудного» ребенка сложнее растить, но все-таки тип эмоционального отношения к малышу в конечном счете определяет результат воспитания. Родители способны изменить врожденные характеристики не только в лучшую, но и в худшую сторону.

Взрослым следует постоянно думать о том, как строить отношения с ребенком таким образом, чтобы он развил свои лучшие качества, как оказать ребенку эмоциональную поддержку, в которой он постоянно нуждается. Бесспорно, что большинство родителей испытывает чувство любви к своим детям. Считается, что родители естественно выражают, передают свою любовь ребенку. Это величайшее заблуждение. Многие родители не проявляют свою любовь, спрятанную в их сердцах, потому что они не знают, как это сделать. Следовательно, многие дети не чувствуют, что их искренне, безусловно, безоговорочно любят и принимают такими, какие они есть. Это и является причиной появления всё новых и новых «трудных» детей. Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на любви, всё остальное (дисциплина, забота, обучение и т.д.) строится на неверной основе и тогда неизбежно возникают серьезные проблемы в воспитании.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>