Психическое развитие детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода — возраст «почемучек».

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения — языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.

Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.

Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения — личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.

Формы общения дошкольников со взрослыми:

— Познавательная — постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
— Личная — обсуждение поведения и поступков людей.

Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания — малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса — воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:

Позитивные последствия:
— Интеллектуальное и моральное развитие;
— Обогащение коммуникативным опытом;
— Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

Негативные последствия:
— Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
— Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
— Заимствование у сверстников плохих привычек.

Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.

Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:

Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:

1. Параллельная игра (3 года)
— Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
— Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 — 4,5 года)
— Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
— Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
— Подчинение единому сюжету и правилам игры;
— Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

Развитие ребенкаСоциальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.

Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникоам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.

Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.

Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:

формирование навыков социального взаимодействия,
совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,
выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,
становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,
развитие эмпатии, способности к заботе.
Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

Базовые психические противоречия дошкольного периода

— Cтремление к схожести со взрослыми отсутствие возможности
— Новые познавательные потребности старые способы их удовлетворения

Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности — игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>