Осторожно, развитие! Чем грозит детям телевидение

Осторожно, развитие! Чем грозит детям телевидение

В первой части статьи мы рассказали о появлении все новых развивающих фильмов для детей, рекомендуемых малышам буквально с рождения, проанализировали их звуковой и видеоряд.

В первой части статьи мы рассказали о появлении все новых развивающих фильмов для детей, рекомендуемых малышам буквально с рождения, проанализировали их звуковой и видеоряд. Врачи самых разных специальностей — неврологи, офтальмологи, психиатры, физиологи — приводят свои возражения против просмотра детьми телевизора до 2-3 лет. Данные психологов помогают понять, чем может быть потенциально опасен просмотр видеофильмов в младенчестве. В сегодняшней статье — о том, почему видеопродукция для малышей пользуется высокой популярностью, а также ответ на вопрос: что ожидает в будущем детей, растущих «под телевизор»?
Цена передышки

Почему же видеопродукция для младенцев пользуется такой популярностью? Главный аргумент в пользу таких фильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Многие родители с восторгом утверждают: «Мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы». Это действительно так: малыш целиком поглощен фильмом, он как бы «прилипает» к экрану и не может от него оторваться.
Однако из этого не следует, что такой просмотр развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот. Фильмы для малышей отчасти сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов — кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия — мелькание сюжетов завораживает.
Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент: младенцам предъявлялся блок рекламы и для сравнения — наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком. Эффект воздействия был сходным! Наблюдения показали, что наличие трансовых созерцательных эпизодов и клиповый метод предъявления видеоряда вызывает привыкание и увеличивает частоту просмотра фильма, что в раннем возрасте негативно влияет на общее психическое развитие ребенка.

Самое опасное то, что для многих родителей эти «развивающие фильмы» дают свободу от ответственности за малыша, хотя бы на 20 минут. «Ребенок 20 минут занят, он развивается, и это — хорошо!». Это больше похоже на один из наиболее удачных рекламных ходов компании. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм подходит здесь как нельзя кстати.
При желании это время покоя можно приумножить до 40 минут, а то и до целых двух часов. Только вопрос: сколько будет стоить такой покой? Дети, с младенчества привыкшие к подобным гиперстимуляциям, требуют все большего потока стимулов. Они быстро привыкают к такой искусственной стимуляции и уже не могут жить без неё. Без «видиков» они уже не могут ни есть, ни спать, ни играть. Они кричат, закатывают истерики, требуют фильмов, еще и еще.
Примитивная и ненасыщаемая потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу всё богатство мира. Ему уже всё равно, куда смотреть — только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность. В случае дефицита стимуляции, в более старшем возрасте детям становится необходимой искусственная стимуляция (синдром «псевдогениальности» либо алкоголь, наркотики и т.п.). Редкая мама, получая к трем годам ребенка диагноз «гиперактивность» или «задержка речевого развития», сопоставляет его с тем, что с момента рождения ребенка в доме не выключается телевизор либо дома были в ходу вперемешку новомодные методики «обучения с пеленок».
Вместо жизни?

Развивающие фильмы для младенцев — это типичный перенос взрослых проблем в детскую жизнь. Взрослый, который круглосуточно находится в состоянии цейтнота и боязни не «успеть сделать что-то важное», транслирует это состояние ребенку: «торопись учиться, а то будешь неудачником». В итоге наши дети с момента рождения все время чему-то учатся, чтобы когда-то потом стать «успешными». Вместо полноценной жизни «здесь и сейчас» мы все находимся в состоянии «неуспеха там и тогда». Дети все время чему-то учатся вместо того, чтобы просто жить и радоваться жизни. Это становится позицией, образом жизни, который, по сути, и не является жизнью. Главное право ребёнка — это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов.
Сажая малыша перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка. Этот основной закон хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако в контексте данной проблемы он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение.
Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все его интересы, переживания, представления, образы складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребёнку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными.
Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребёнка, наполнять его.
Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими людьми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишён полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаётся чем-то закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребёнка — пустым.
Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений — домов ребёнка и детских домов. Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что детей, лишённых семьи, отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутствии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр.
Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей, и в особенности на детей высоко обеспеченных родителей. В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни — недостатка полноценного общения с близкими взрослыми.
Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав), то в другом, напротив, — следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления как можно раньше обеспечить ребёнка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребёнка отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно такое же влияние на психологию ребёнка, как и полное его игнорирование.
Cказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и видеофильмы из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть четко и осмысленно дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.
Правовая информация

В федеральном законе «О молодежи» в разделе 3 «Гарантии основных гражданских прав молодежи» есть статья, непосредственно относящаяся к обсуждаемой проблеме.
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
«В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендованной ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что распространение видеофильмов и отсутствие экспертизы на видеопродукцию для детей является прямым нарушением основного закона России.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>